НУРАНИ
Начавшийся 20 августа визит министра обороны Армении Сержа Саркисяна в Сирию армянские СМИ освещают весьма подробно. Так, газета “Азг” подчеркивает, что в Дамаске армянскую делегацию встретили министр обороны САР Мустафа Тлас, начальник генштаба Али Аслан и высший офицерский состав сирийской армии.
После церемонии официального приема, продолжает “Азг”, армянская делегация воздала почести памятнику неизвестному солдату. Затем состоялись личная беседа министров обороны двух стран и переговоры в расширенном составе. В рамках визита Серж Саркисян встретится также с рядом высокопоставленных должностных лиц Сирии.
Подобное внимание к протокольным деталям имеет свое объяснение: очевидно, что именно они позволяют представить себе, какое значение придают в Дамаске отношениям с Арменией.
В самом деле, уровень “партнерства” Армении с радикальными арабскими режимами, и прежде всего с Сирией с ее многочисленной армянской общиной, переоценить трудно.
Совсем недавно Армению посетил спикер парламента Сирии Ахмед Кадер Каддура, которого в Ереване принимали на самом высоком уровне. Вскоре после этого в Ливане, являющемся по сути дела сирийским протекторатом, было заключено соглашение о сотрудничестве между сирийской националистической партией, АРФ “Дашнакцутюн” и ливанским шиитским движением “Амаль”.
В те же дни в ливанской армии появился бригадный генерал армянского происхождения: это звание было присвоено Паносу Манчяну. О подробностях военного сотрудничества между Ереваном и Дамаском армянская пресса, по понятным причинам, не распространяется, но о масштабах его можно догадаться.
Армяно-арабское сотрудничество восходит еще ко временам первой мировой войны, когда Лоуренс Аравийский поднимал арабские восстания в тылу турецкой армии, а российская агентура точно так же провоцировала на антитурецкие мятежи анатолийских армян.
Позже, с началом ближневосточного противостояния и “тихих этнических чисток” евреев в арабских странах, армянские общины в этих государствах монополизировали те сферы, которые ранее контролировались еврейской диаспорой (в Турции же шел обратный процесс). В семидесятые годы все это привело к тесному сотрудничеству арабских и армянских террористических группировок, находившихся под патронажем тех же радикальных арабских режимов. А сегодня сотрудничество террористов превращается в межгосударственные отношения.
Ереван и Дамаск весьма тесно сотрудничали еще во времена Левона Тер-Петросяна, который, кстати говоря, сам родился в Сирии. Тогда же выявился “стратегический прицел” Еревана: в Армении рассчитывали противопоставить союз с радикальными арабскими режимами “оси Турция – Израиль – Азербайджан”, о которой в армянской прессе говорят то как о свершившемся факте, то как о главной цели американской политики в регионе.
И нетрудно догадаться, что в основе этого союза лежит неприязнь к Турции. Причем в Дамаске не могут простить Анкаре не только союза с Израилем – тут наличествуют весьма серьезные территориальные споры (область Хатай перешла под контроль Турции в тридцатые годы), споры за воду и т.д. Сирия достаточно долго поддерживала антитурецкие террористические организации, в том числе АСАЛА и ПКК.
При этом используемая Арменией дипломатическая тактика далеко не нова: в свое время Греция в ответ на турецко-израильские договоренности по военному сотрудничеству заключила военный договор с Сирией, что не вызвало особого восторга со стороны США.
Вполне возможно, что Армения видит в Сирии серьезного военно-стратегического партнера, да еще к тому же заметного “игрока” на Ближнем Востоке. Авторитет Сирии в регионе достаточно высок, и дело доходит до того, что Дамаск уже пытается брать на себя роль посредника.
В частности, во время своего недавнего турне по соседним странам новый президент Сирии Башар Асад сделал попытку выступить посредником в урегулировании давнего конфликта между Ираком и Кувейтом. 22 августа стало известно, что президент Сирии Башар Асад и вице-президент Ирака Таха Ясин Рамадан – второй человек в Ираке после Саддама Хусейна – встретились в сирийской столице.
Параллельно в Дамаске готовятся к визиту Ясира Арафата. В рамках его подготовки в сирийскую столицу уже прибыла палестинская делегация во главе с министром планирования и внешних связей Набилем Шаасом.
Кроме того, Сирия обладает и весьма заметным военным потенциалом. Несколько дней назад арабская газета “Аль-Хайят” сообщила, что Дамаск ведет переговоры с Москвой о закупке современных зенитных ракетных комплексов С-300. По ее сведениям, в Москве побывала сирийская военная делегация, которая обсуждала возможность приобретения этого оружия.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год