“Внешним силам мы можем противопоставить только единство”

Г.МАМЕДЗАДЕ З.РАСУЛЗАДЕ

Чингиз Абдуллаев – автор популярнейших книг, снискавших почитателей по всему миру. В Азербайджане он известен не только как самый издаваемый и читаемый писатель, но и как человек принципиальный, не меняющий свои взгляды.

– Чем вы сейчас заняты?

– В настоящее время по заказу НТВ снимается 10-серийный художественный фильм по моей трилогии “Круг негодяев”. Планируется завершить съемки к концу этого года. В этом грандиозном проекте заняты 178 актеров – представители русской, азербайджанской, грузинской, узбекской, латышской кинематографических школ. Среди них такие известные мастера кино, как Ивар Калныньш, Валентин Смирнитский, Андрей Ростоцкий, Алексей Жариков, Борис Химичев и другие. Будут задействованы и азербайджанские актеры – Фахраддин Манафов, Расим Балаев, Гамида Омарова и др.

Это – самый грандиозный проект в истории азербайджанского кинематографа за последние 100 лет и самый дорогостоящий сериал в истории новой России и стран СНГ. Уже известно, что сериал будет демонстрироваться на канале ОРТ, территория охвата которого составляет 95% бывшего СССР. НТВ же вещает на 65% данной территории. Также в сентябре у меня будет презентация нового пятидесятитомника.

– У вас возникают проблемы в связи с тем, что вы пишите на русском языке?

– Конечно, возникают. Некоторые смотрят на это как на литературу второго сорта. Но я к этому спокойно отношусь. Кроме того, ежегодно у меня выходит книг больше, чем у всех азербайджанских писателей вместе взятых, а их около 700 человек в Союзе писателей.

– Вы в свое время назвали Баку городом шпионов. Что вы думаете по поводу сообщений о том, что взрывом американского посольства в Кении управляли из Баку?

– Несколько раз в своих книгах я отмечал, что Баку превратился в город шпионов, где могут одновременно действовать на почти легальной основе российские и американские, иранские и израильские, турецкие и пакистанские разведывательные службы. Но меня успокаивает, что во главе страны стоит человек, который разбирается в этих специфических проблемах.

Что касается взрыва американского посольства в Африке, то я не вижу здесь ничего удивительного. Операцию теоретически могли спланировать и осуществить через агентуру в Баку. Однако мне кажется, что взрыв не мог координироваться непосредственно из Баку. В Азербайджане особенно сильны позиции турецкой разведки, страны – члена НАТО и союзника США. Кроме того, здесь активно работают американцы и израильтяне. Неужели они могли упустить агентов бен Ладена?

Я уже не говорю о российских спецслужбах, которые наверняка взяли бы под свою полную опеку визитеров из Южной Азии. И, наконец, есть наши местные спецслужбы, которые просто обязаны контролировать подобные контакты.

Поэтому версия о том, что взрыв американского посольства координировался из Баку, мне кажется маловероятной. Возможно, что у кого-то из непосредственных исполнителей были контакты с одним из связных в Баку, но не более того.

– Союз писателей Азербайджана существует реально или это теперь только название?

– Если еще 10 лет назад писатели являли собой самую уважаемую и обеспеченную часть общества, то сейчас большая их часть пребывает в сложной ситуации. Поэтому главная задача Союза писателей – оказывать помощь нашим писателям, и мы практически каждый день решаем чьи-то конкретные проблемы, т.е. действуем как профсоюзная организация. Невзирая на все трудности, мы помогаем и беженцам, которые уже на протяжении 11 лет живут в Доме творчества, и никто за это время не поинтересовался их положением. СП – это концентрированное выражение азербайджанской нации и идеологии, и мы обязаны сохранить его.

– У вас наверняка есть свое мнение по поводу последних событий в стране…

– Ситуация в Азербайджане и вокруг него более чем сложная. В новый век мы вступили, практически находясь во враждебном окружении, поэтому должны в первую очередь найти пути к сотрудничеству с нашими соседями.

Другой момент – напряженная социальная обстановка в стране. Люди, имеющие большие средства и доступ к материальным благам, должны понимать, что социальное неравенство всегда приводит к взрыву. А наше общество сильно расколото, преобладают негативные тенденции. События в Загатале, на южных границах, доказывают, что мы находимся в критической фазе. Сказывается и апатия политических сил, которые призваны своим поведением улучшать ситуацию в стране, а не наоборот.

Один из известных политиков страны сказал как-то, что наша оппозиция рвется к власти, чтобы занять должности и грабить свой народ. Я с ним согласен, но хочу дополнить, что и среди правящих чиновников хватает любителей поживиться за счет народа.

Я считаю, что в условиях военного и экономического кризиса мы не имеем права допускать политических катаклизмов. В опасный для страны период все политические партии обязаны забывать о своих амбициях и разногласиях. Я убежден, что умных людей в Азербайджане хватает. Убежден, что только продемонстрировав подлинное единство, мы сможем противостоять всем внешним силам. Хватит надеяться на добрых дядей из-за рубежа. Пора взрослеть и чувствовать ответственность за свою страну. Тем более, что все наши слабости хорошо известны соседям. Они наблюдают и знают, что у нас по-прежнему большие проблемы.

– Каким политическим силам внутри страны вы симпатизируете?

– Я всегда симпатизировал левым партиям. Считал и считаю, что социальная защита малоимущих должна быть приоритетной политикой государства. Я верю в социализм. Только не в казарменный, с преобладанием идиотов в горкомах и райкомах, а в тот, который пытаются строить в скандинавских странах. Никогда не отказывался от своих взглядов и не собираюсь делать этого в будущем. Я обращал внимание на поражающую закономерность: все мои знакомые, кто так рвался в партию с молодых лет, стали ярыми антикоммунистами. Я тогда не верил в их “коммунистичность”, как сейчас в их “антикоммунизм”.

– Поддерживаете ли вы хартию Намазова, Зульфугарова, Иманова и Багирова?

– Меня огорчает тот факт, что эти люди, работая на высоких правительственных должностях в течение многих лет, не выдвигали никаких идей. Если у них была подобная концепция, почему они столько лет прятали ее от народа и президента? А если появилась только сейчас, то это безнравственно. Получается, что можно быть храбрым только после того, как тебя сняли с работы?

– Вы, судя по всему, внимательно наблюдаете за текущими событиями. Используете наблюдения в своем творчестве?

– Конечно. Например, такой эпизод. Один из моих героев приходит к известному взяточнику и видит у него чемодан с деньгами, при этом последний не скрывает, что в этом предмете для него сосредоточена и родина, и земля. Мне жаль этих людей.

Один из послов зарубежных стран рассказывал мне, как несколько лет назад высокопоставленные чиновники, узнав о болезни президента, паковали свои чемоданы. Как же нужно не любить свой народ и не уважать самого себя, если ты не рассчитываешь жить на этой земле, а готов сбежать с награбленными деньгами в любой момент? Лично я не могу заставить себя подать руку непорядочному человеку, хотя это достаточно сложно.

Мы – небольшая страна с небольшим населением, но волею судеб оказались в центре внимания мировых держав. В этих условиях мы или распадемся на части, или выстоим. Немного меньше амбиций, лжи, ханжества, фарисейства. Намного меньше воровства, намного больше веры в себя, работы и наличия совести, гражданской ответственности. Для начала, может быть, постараемся уйти с “призового” места в списке стран – лидеров мировой коррупции? Если ты уже наворовал 1 миллион, отдай следующий на освобождение собственной земли…

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год