Совет Безопасности ООН провел слушания по Ближнему Востоку

НУРАНИ

Несмотря на возражения США и Израиля, Совет Безопасности ООН провел слушания по ситуации на Ближнем Востоке, к чему призывали представители арабских стран. Причем если обычно в заседаниях Совбеза участвуют 15 государств – пять постоянных членов СБ ООН и десять непостоянных, то на сей раз, опять-таки по просьбе арабских стран, двери СБ оказались открыты для всех. В результате в слушаниях по Ближнему Востоку приняли участие представители более 40 стран. Причем, как ожидали многие наблюдатели, палестинская сторона должна была внести на рассмотрение СБ ООН резолюцию, где вновь указывалось бы на необходимость ввода международных наблюдателей в зону конфликта, против чего категорически возражает Израиль.

Насер аль-Кидва, глава палестинской делегации в ООН, заявил журналистам: “Мы уверены, что лишь ввод международных наблюдателей поможет разрешить конфликт. Это вполне достижимо, необходима лишь поддержка международного сообщества”.

Первоначально многие масс-медиа указывали, что Израиль вообще отказался от участия в этом заседании. Пресс-секретарь главы МИД Израиля Шимона Переса в качестве объяснения заявил France Press, что Израиль “не может согласиться с требованием палестинской стороны о присутствии международных наблюдателей, поскольку это будет означать, что конфликт перестал быть региональным и перешел на уровень международного. А это практически сведет на нет все наши усилия по прекращению огня и налаживанию мирного диалога с палестинской стороной”.

Однако если сам факт созыва заседания СБ ООН можно расценить как важную дипломатическую победу палестинской стороны, то вот его итоги назвать успешными для арабов невозможно. Резолюция, предложенная палестинцами, подверглась на заседании СБ ООН серьезной корректировке. В частности, тезис о направлении в регион наблюдателей был заменен указанием на необходимость создания системы мониторинга.

Тем не менее даже “мягкий” вариант резолюции не был поддержан Израилем – представители еврейского государства заявили, что в ответ на одностороннее прекращение огня “Израиль был “вознагражден” террористами-камикадзе”.

Поддержали Израиль и США. По мнению американских представителей в ООН, “слишком настойчивые призывы арабов к действиям со стороны ООН являются непродуманными и однобокими”.

Показательно, что четыре других постоянных члена СБ ООН: Великобритания, Франция, Россия и Китай – воздержались при голосовании по “палестинской” резолюции. Более того, Ив Дутрийо, заместитель посла Франции в ООН, подчеркнул, что “поддержка США” является основой для принятия какой-либо итоговой резолюции – а ведь еще совсем недавно Франция не упускала случая продемонстрировать свое “несогласие” с политикой США, и американские аналитики отмечали, что эта страна голосует в унисон с Москвой даже чаще, чем в поддержку Вашингтона. Ведущие державы мира выступили в поддержку плана Митчелла. СБ ООН, по поступающим сообщениям, намерен продолжить обсуждения, однако вероятность принятия на них антиизраильской резолюции равна нулю.

В те же часы, когда СБ ООН обсуждал положение на Ближнем Востоке, премьер-министр Израиля Ариэль Шарон провел первую с момента своего избрания встречу с высшим военным командованием страны, на которой присутствовали начальник генштаба армии обороны Израиля Шауль Мофаз, министр обороны страны Биньями Бен-Элиэзер и высший офицерский состав генштаба. Ариэль Шарон особо отметил тот факт, что эскалация напряженности в регионе началась после того, как Арафат намеренно провалил переговоры в Кемп-Дэвиде, отказавшись от весьма выгодных и щедрых предложений бывшего главы еврейского государства Эхуда Барака, и вместо этого остановил свой стратегический выбор на терроризме.

“Нет никакого нового витка насилия – Израиль продолжает иметь дело с непрекращающимися провокациями со стороны палестинцев”, – заявил Шарон. По его словам, будучи приверженцем честного и справедливого мира, гарантирующего безопасность всех заинтересованных сторон, он готов пойти на болезненные для Израиля уступки. Но он не готов на компромиссы в вопросах безопасности. А для выполнения главной задачи – прекращения огня – международное сообщество во главе с США обязано оказать максимальное давление на Арафата.

Сам факт проведения встречи с высшим генералитетом Израиля синхронно с дискуссиями в ООН говорит о многом. И, по всей видимости, является тем самым “ясным и недвусмысленным посланием” палестинской стороне, что Израиль в случае продолжения терроризма готов к новым “силовым мерам”. Дальнейшая эскалация насилия на Ближнем Востоке в такой ситуации выглядит предрешенной.

На этом фоне серьезное внимание привлекает интервью президента Израиля Моше Кацавы: “У Израиля есть три пути, – пояснил президент. – Оставить все так, как есть, – то есть продолжать жить в постоянном страхе перед терактами и на грани региональной войны. Пойти по пути налаживания очередного витка мирных переговоров с Арафатом, что по многим причинам в настоящее время является нереальным, поскольку в мирном исходе не заинтересованы в первую очередь сам Ясир Арафат и его “коллеги”.

И, наконец, провести широкомасштабную военную операцию, которая хотя и принесет какие-то результаты, но вряд ли окажется эффективным средством борьбы с террористами”. Поэтому, по словам Кацавы, Израилю следует в одностороннем порядке отойти в границы зоны “С” и обеспечить абсолютную защиту территории, которая находится под его полным контролем.

Заявление Моше Кацавы позволяет надеяться, что в ближайшее время масштабной силовой акции Израиль не предпримет. Однако если со стороны арабских экстремистов последует новый теракт, то ситуация может коренным образом перемениться. Очевидно, что в регионе произошло самое страшное: стороны разочаровались не в конкретных посредниках или отдельных документах, а в мирном урегулировании как таковом. Причем теперь на силовые меры ставят не только на палестинских территориях, но и в Израиле.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год