Проблема выбора

Агакерим ГАДЖИЕВ, кандидат экономических наук

Недавно один из высокопоставленных госслужащих в области выработки экономической политики Азербайджана высказался о возможном укреплении курса маната в связи с девальвацией доллара в США.

Заявление вызывает озабоченность среди специалистов по двум причинам. Во-первых, давно известно, что в Азербайджане в силу финансово-экономических причин не курс национальной валюты определяется внутренними ценами на товарном рынке, а наборот, цены на товарном рынке определяются обменным курсом валют.

Следовательно, сделанное заявление, мягко говоря, не соответствует действительности: либо результат непродуманности вопроса специалистами (что в общем-то маловероятно, посколько СМИ очень давно “жуют” этот вопрос, в том числе и для наших специалистов), либо преднамеренное искажение действительно, своего рода артподготовка с целью реализации определенных экономических мероприятий, о которых речь пойдет ниже.

Во-вторых, паритет покупательной способности (ППС) национальной валюты – важный макроэкономический показатель регулирования деловой активности и отраслевой структуры национального хозяйства, в соответствии с которым определяются рациональные уровни обменных курсов валют, свидетельствует, что текущий биржевой курс маната как минимум в 3,5 раза превышает его реальный, товарный обменный курс.

Небольшая девальвация национальной валюты в размере 6,9%, сделанная в середине 1999 года, хоть несколько и смягчила ситуацию, но далеко ее не выправила.

Последствия деформации ППС национальной валюты налицо – целые отрасли и отдельные производства, не выдерживая конкуренции на внутреннем рынке с товарами иностранного производства и вытесняются.

Слишком неравными оказались условия конкуренции для наших товаропроизводителей вследствии политики обменного курса валют. И, сложившаяся в настоящее время на финансовом рынке страны, ситуация, является мощной преградой для развития отечественных товаропроизводителей. Ситуацию не смягчает даже отказ Азербайджана от вступления во Всемирную торговую организацию и повышение таможенных тарифов для импортных товаров.

В этой связи высказывание госслужащего могло иметь только одну причину – последнее соглашение Азербайджана с МВФ и подписанный меморандум об экономической политике страны на предстоящий трехлетний период.

Скорее всего, МВФ потребовал реализации… мероприятий, от которых частично Азербайджан отказался в 1999-2000 годах. Цена этих уступок – кредиты МВФ (порядка 100 млн. долларов), которые будут предоставлены по мере реализации Азербайджаном принятых на себя обязательств. И которые, как высказался госслужащий, девальвируются в США…

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год