Армянскую делегацию в ПАСЕ ждут сюрпризы

Н.АЛИЕВ, Р.ОРУДЖЕВ

Во второй половине сентября в Страсбурге открывается очередная сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы, которая вновь грозит стать “ареной битвы” армянской и азербайджанской делегаций.

Весной этого года победу, по общему признанию, одержали азербайджанские парламентарии, распространившие в Совете Европы множество документов, касающихся складирования на оккупированных азербайджанских землях отходов ядерного производства, наркобизнеса, процветающего в Нагорном Карабахе, геноцида азербайджанского народа со стороны армян и т.д. Сбор подписей под этими резолюциями продолжается, точно так же, как обрастают дополнительной информацией факты, связанные с оборотом наркотиков на территории Карабаха и захоронением отработанного ядерного топлива.

В последние дни весенней сессии азербайджанского парламента спикер Муртуз Алескеров дал поручение депутату Самеду Сеидову, который должен осенью представить результаты своей работы по фактам, касающимся ядерных отходов. В помощь С.Сеидову наша газета уже провела собственное расследование, напечатав два месяца назад материал под заголовком “Мировая свалка ядерных отходов”, вызвавший бурную реакцию “министра иностранных дел НКР” Наиры Мелкумян.

Такую же бурную реакцию вызвали у “министра внутренних дел НКР” Бако Саакяна распространяемая азербайджанской делегацией в ПАСЕ информация: “Территория Нагорного Карабаха не может стать транзитным путем для перевозки наркотиков из Азии в Европу, а также в другие регионы мира хотя бы по причине продолжающейся блокады коммуникаций, организованной Азербайджаном”.

Но, как ни странно, именно после поднятого нашими парламентариями в Совете Европы проблемы наркобизнеса, процветающего на территории Карабаха (а следовательно, и Армении), появилась информация, что Соединенные Штаты выделяют Армении полтора миллиона долларов на борьбу с наркотиками. Соглашение об этом в начале лета было подписано в Ереване послом США в Армении Майклом Лемманом и генеральным прокурором Армении Арамом Тамазяном. По словам Тамазяна, Армения, соседствующая с Турцией и Ираном, СТАЛА ТРАНЗИТНЫМ ПУНКТОМ В НЕЛЕГАЛЬНОЙ ТОРГОВЛЕ НАРКОТИКАМИ…

Страдают, однако, от нелегального оборота наркотиками не в Армении и Карабахе, а в соседних странах. Например, в Ставропольском крае России, где армянская диаспора традиционно сильна.

В сентябре 2000 года сотрудники межрайонного отделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков по Ставрополю представили отчет за 9 месяцев 2000 года.

“Анализ наркоситуации в крае показывает, что за последние годы наркобизнес приобретает более профессиональные формы, наркопреступность принимает все более распространенный характер и угрожающие размеры, что прослеживается по основным показателям состояния преступности в крае по линии БНОН. Так, количество зарегистрированных преступлений по линии незаконного оборота наркотиков в Ставропольском крае за последние пять лет (1995 – 1999 гг.) возросло более чем в 2,4 раза”.

По данным ГУВД Ставрополя, в последние годы в сферу наркобизнеса, в силу его высокой доходности, активно внедряются представители этнических, кланово-семейных преступных группировок. И доминируют лица армянской национальности. Об этом свидетельствует тот факт, что за 9 месяцев 2000 года было задержано 142 армянина, занимавшихся торговлей и перевозкой наркотиков.

По информации главного управления по борьбе с контрабандой государственного таможенного комитета России, общий валовой объем изъятой контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, без учета их концентрации в 2000 году составил 8 690,661 кг. В том числе задержано 206,2 кг героина, 68,3 кг кокаина, 144,3 кг опия, около 3 тонн марихуаны, гашиша, маковой соломки.

“В 2000 году оперативная обстановка, связанная с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации, оставалась острой. Основными элементами обстановки являлись: увеличение темпов роста объемов контрабанды наркотиков, в первую очередь сильных, таких как героин, опий, синтетических веществ; дальнейшая активизация деятельности организованных криминальных этнических наркогруппировок из стран ближнего зарубежья с основной ориентацией на наркорынок Российской Федерации”.

При этом отмечается, что на границе с государствами Закавказья количество задержаний контрабанды наркотических средств и психотропных веществ явно не соответствует сложившейся ситуации, когда в большинстве регионов России рынки наркотиков контролируются группировками лиц кавказской национальности.

Что касается распределения задержаний наркотиков по направлениям перемещения, то при ввозе в Россию – 1088 случаев; вывозе – всего 141; транзитном перемещении – 22.

Если говорить только о Москве, то здесь уже много лет действует “армянская группировка”, считающаяся одной из старейших с Москве. Ее “специализация” – разбои с целью захвата автотранспорта, наркотики, кражи государственного и личного имущества. В настоящее время только в Москве на нелегальном положении проживает почти 150 тыс. армян.

Особенностью армянских организованных преступных группировок (ОПГ), как указывается в “Новейшей истории армян в Москве”, является развитие связей руководителей группировок с видными политиками, отработка маршрутов непосредственных исполнителей преступлений по странам СНГ, возможность их укрытия в Армении.

В целом численность московских армянских ОПГ в настоящее время составляет примерно 500 активных членов, большинство из которых – люди, имеющие опыт ведения боевых действий. Следует также учитывать высокую степень управляемости членами ОПГ со стороны авторитетов, практически безукоснительное выполнение указаний, связанных с реализацией “всеармянских задач”, с работой на Армению (“Новейшая история армян в Москве”).

В общем, фактов, свидетельствующих о том, что Армения плотно вовлечена в наркобизнес, более чем достаточно. Очередным подтверждением этому стал отчет о ситуации в СМИ Армении, опубликованный на сайте “Евразия”.

“Государственная цензура была de jure упразднена еще до обретения независимости Армении, и не применялась даже в самые напряженные дни войны. Однако de facto действует ведомственная и партийная цензура, а также самоцензура, – говорится в документе. – В СМИ очень мало критических материалов о положении дел в армии, нет комментариев к действиям властей Карабаха, ибо любая такая статья воспринимается как ослабляющая армянскую позицию в борьбе с Азербайджаном. Практически не пишут о нарушении одного из фундаментальных прав человека – права на свободу совести, т.к. стереотип общественного сознания требует, чтобы все армяне исповедовали христианство в рамках именно армянской апостольской церкви”.

Избегают журналисты и тем, связанных с разоблачением коррупции, стараются не задевать интересы могущественных кланов.

Не проводятся журналистские расследования, связанные с ходом приватизации, с выяснением источников и законности больших состояний, приобретенных в постсоветские годы. “НЕ ПИШУТ О НАРКОТИКАХ, ХОТЯ ФАКТЫ ТРАНЗИТА НАРКОТИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИЮ АРМЕНИИ, МЯГКО ГОВОРЯ, НЕ ИСКЛЮЧАЮТСЯ”, – утверждают авторы отчета.

Со своей стороны один из азербайджанских делегатов на предстоящей сессии ПАСЕ Асим Моллазаде говорит, что новая дополнительная информация по размещению ядерных отходов Арменией на оккупированных территориях Азербайджана уже есть, но разглашать ее покуда преждевременно.

Это должно произойти публично и непосредственно в зале Европарламента, считает наш депутат. “Кое-какие дополнительные данные есть, и их мы будем раскрывать в ПАСЕ”.

То же самое касается и темы нахождения дополнительных фактов по использованию Арменией территории Нагорного Карабаха для международного транзита наркосодержащих веществ: “Все материалы, связанные с неблаговидной деятельностью Армении в этом и других направлениях, мы обнародуем на Парламентской ассамблее”.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год