О безработных в Азербайджане замолвили слово

Ч.МАМЕДОВ

Вчера, наконец, увидели свет два важнейших документа, появления которых с нетерпением ждало общество – текст закона “О занятости” и указ президента страны о применении этого закона. В свете нынешней социальной напряженности, вызванной хронической безработицей, эти документы представляются многим панацеей, способной уже в ближайшее время разрешить большинство накопившихся проблем.

Однако вопросы госполитики в области правового и экономического регулирования занятости зачастую превалируют над ожидаемым ответом на насущный вопрос: как скоро граждане страны смогут получить хоть какую-то работу? Вместе с тем закон впервые юридически закрепляет сам статус безработного, давая однозначное определение тем, кого можно считать таковыми.

В частности, в законе сказано (статья 4), что трудоспособные граждане, не имеющие работы и доходов, но готовые к трудовой деятельности и зарегистрированные соответствующими органами исполнительной власти как ищущие работу, имеют право на получение статуса безработного. То есть официально государство дало определение безработного, а, значит, теперь можно будет приводить хоть какую-то статистику. Впрочем, она была и раньше.

Так, на протяжении последних 4 лет официальное количество безработных колебалось в пределах 40 – 49 тыс. человек. Но даже всезнающий Госкомстат не может указать хотя бы приблизительное количество азербайджанских безработных, по той простой причине, что такое явление, как скрытая безработица, вообще не поддается учету. Тем не менее людей, сегодня вынужденно приторговывающих, нельзя отнести к числу занятых трудовой деятельностью.

Может, потому, что безработица в Азербайджане, впрочем, как и в большинстве постсоветских стран, – не совсем вписывается в классические, общепринятые в мировой практике рамки, в которых все четко расставлено по полкам… Немаловажное значение имеет предусмотренное законом создание так называемого Государственного фонда занятости, который будет формироваться за счет средств государства и местных бюджетов, а также физических и юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью на территории Азербайджана.

Допускаются также и добровольные пожертвования. Закон дает ответы и на вопросы, касающиеся обучения безработных новой профессии и повышения уровня квалификации.

Все это, конечно, при условии, если работник востребован. Небезынтересно, что безработный дееспособный гражданин, не обеспеченный подходящей работой в течение 12 месяцев, может повторно получать пособие по безработице и рассчитывать теперь уже только на минимум пособия.

Собственно, сам закон АР “О занятости” как нельзя лучше отражает то, что необходимо сделать в сфере борьбы с катастрофической безработицей. В то же время остается проблематичным претворение его в жизнь, поскольку рыночные условия всегда и во всем упираются в финансы. А практика показывает, что стране хронически не хватает даже на самые святые дела.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год