И.Рзаев
C 14 августа, по сообщениям “Туран”, экс-министр внутренних дел страны Искендер Гамидов приступил к акции голодовки. Он требует выполнения обязательств, взятых Азербайджаном перед СЕ о пересмотре дел политзаключенных, созданил условий для его лечения в стационаре и др. В интервью “Эхо” адвокат Гамидова Явер Гусейнов сообщил, что весь вчерашний день предпринимал безуспешные попытки получить информацию о своем клиенте.
Сегодня Я.Гусейнов намерен добиться встречи с И.Гамидовым. Условия содержания Гамидова в Гобустанской тюрьме, по словам его адвоката, неудовлетворительны. С диагнозом “вегетативно-мозговое нарушение, язва желудка” пребывает в одиночной камере. Что, по мнению адвоката и родных И.Гамидова, чревато летальным исходом при приступах, поскольку “некому будет прийти на помощь заключенному”.
Кроме того, как сообщила “Эхо” правозащитница Саида Годжаманлы, еще в начале июня прогнозировалось резкое ухудшение условий заключения как И.Гамидова, так и некоторых других заключенных Гобустанской тюрьмы. В одиночных камерах Гобустана, по ее словам, отсутствует вентиляция, что оказывает губительное воздействие на психологическое состояние и здоровье заключенных в условиях летней жары.
По словам адвоката Я.Гусейнова, “камера Гамидова расположена в сильно освещаемой солнцем части корпуса”. 21 июня текущего года, получив разрешение на встречу с Гамидовым, Я.Гусейнов намеревался даже передать экс-министру вентилятор, однако тюремные власти в этом отказали. Отметим, что голодовка Гамидова предпринята в преддверии рассмотрения ситуации с правами человека в Азербайджане и Армении на заседании Комитета министров СЕ (КМСЕ).
На заседании, по словам директора Правозащитного центра Эльдара Зейналова, будут заслушаны резюме властей Азербайджана на отчет эксперт-группы во главе со Стефаном Тречселом о политзаключенных в стране. На днях истек месячный срок, отведенный СЕ властям Азербайджана для предоставления замечаний по отчету этой эксперт-группы. Несмотря на то, что власти страны хранят молчание по отчету группы Тречсела, правозащитники полагают, что в этом документе выражается недовольство ситуацией с правами человека.
Более того, по информации Э.Зейналова, в отчете заявляется о наличии политзаключенных в Азербайджане. Именно с приближающимся заседанием (в конце августа) КМСЕ правозащитники связывают запланированное на август помилование. По сведениям директора ПЦА, на сегодняшний день прошения о помиловании подали около 200 политзаключенных. Среди обратившихся с прошением нет имен Аликрама Гумбатова, Рагима Газиева и Искендера Гамидова.
Однако этот факт сам по себе не исключает возможности помилования. К примеру, Фуад Гахраманлы, Гяландар Мухтарлы и Али Насир также не обращались с прошением, но были помилованы. В этом случае, говорит Э.Зейналов, принимаются во внимание состояние здоровья, обращение общественности, просьбы родственников (как то было с коллективом газеты “Чешме”).
Однако в отношении осужденных на пожизненное заключение, кем являются А.Гумбатов и Р.Газиев, применяется двуступенчатая система помилования. Вначале им изменяют “пожизненное” на длительный срок заключения (до 20 лет). И только потом запускаются процедуры помилования. Поэтому, считают эксперты, ожидающееся в августе помилование этим двум заключенным свободы, к сожалению, не принесет.
Акция протеста И.Гамидова, отсидевшего около половины своего срока, также уменьшает его шансы на обретение свободы в августе текущего года. Стоит также отметить некоторую разочарованность заключенных деятельностью СЕ. Как сообщил “Эхо” адвокат Рагима Газиева Эльчин Гамбаров, в ближайшее время ожидается заявление экс-главы Минобороны, осуждающее пассивность СЕ в вопросе соблюдения прав человека в Азербайджане.
Свою позицию Р.Газиев озвучил на встрече с Э.Гамбаровым 14 августа. Кроме того, отметим, что одним из требований протестующего И.Гамидова является “соблюдение Азербайджаном обязательств, взятых перед СЕ”.
Напомним, что контроль за выполнением Азербайджаном обязательств, взятых перед СЕ, должны осуществлять органы этой европейской структуры. И протест И.Гамидова, полагают эксперты, – это протест, прежде всего, против продолжающейся бездеятельности СЕ в вопросе соблюдения прав человека в Азербайджане.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год