Х.ИСМАЙЛОВА
Ситуация на Каспии остается напряженной, несмотря на тот факт, что общение прикаспийских стран перешло от угроз к методам цивилизованного общения.
Вчера Министерство иностранных дел Азербайджана направило ответную ноту в МИД Туркменистана от 27 июля текущего года. МИД нашей страны заявляет, что предлагаемый Туркменистаном принцип срединной линии не соответствует международным нормам и не имеет аналогов в мировой практике. МИД Азербайджана с сожалением подчеркивает, что вместо того, чтобы обсудить в конструктивном духе принцип срединной линии, Ашгабат выносит на повестку дня вопрос о принадлежности спорных месторождений.
Подобный подход, опирающийся на необоснованные притязания Туркменистана, искусственно политизирует вопрос и обостряет ситуацию вокруг международного сотрудничества на Каспии. Внешнеполитическое ведомство считает, что претензии по поводу отдельных месторождений не могут быть предметом обсуждения, пока не определены координаты срединной линии на Каспии между Азербайджаном и Туркменистаном.
Призывы Туркменистана прекратить реализацию суверенных прав по разработке природных ресурсов в азербайджанском секторе Каспия – это не что иное, как давление на суверенное государство, – говорится в ноте.
Устное общение глав внешнеполитических ведомств было более мирным. Вчера состоялся телефонный разговор между министрами иностранных дел Азербайджана и Ирана – Вилаятом Гулиевым и Кямалом Харрази.
Как сообщили “Туран” в МИД Азербайджана, Гулиев выразил своему иранскому коллеге соболезнования в связи с человеческими жертвами в результате наводнения в соседней стране. Стороны обсудили вопросы, связанные с предстоящим во второй декаде сентября официального визита Гейдара Алиева в ИРИ.
Кроме того, министры отметили необходимость выработки общего подхода к решению проблемы статуса Каспия всеми пятью (!) прикаспийскими странами.
Стороны выразили полное согласие по тому факту, что хотят видеть Каспий морем мира и согласия. Однако перспектива превращения водоема в зону военных столкновений все еще обсуждается.
Так, ведущий эксперт вашингтонского фонда Heritage (Hаследие) Ариэль Коэн в аналитической статье под названием “Агрессивные действия Ирана бросают вызов международным экономическим интересам и интересам безопасности” призывает США принять серьезные меры для обеспечения безопасности разработки и эксплуатации углеводородов Каспия.
В частности, Коэн предлагает Вашингтону инициировать резолюцию Совета Безопасности ООH, содержащую призыв к быстрому и мирному урегулированию проблемы правового статуса Каспия. В то же время Великобритания вместе со своими союзниками из ЕС может оказать дополнительное давление на Иран с целью предотвращения использования силы в данном вопросе.
Заметим, что Ариэль Коэн – известный и очень влиятельный (особенно в кругах республиканцев) американский политолог, считающийся одним из ведущих экспертов по региону. На его мнение часто ссылаются и политические круги.
Американский эксперт полагает, что недавнее заявление Владимира Путина о необходимости мирного разрешения проблем на Каспии дает основание считать, что Россия также может принять участие в подготовке подобной резолюции ООH.
Одновременно Коэн считает необходимым, чтобы конгресс США отменил 907-ю поправку, запрещающую оказание правительственной помощи Азербайджану. После чего США должны оказать военную поддержку Азербайджану с целью укрепления его сухопутных, морских и воздушных границ.
Обосновывая свои предложения, автор отмечает, что в последние годы в проекты на Каспии уже вложено несколько миллиардов долларов инвестиций. Они могут принести большие прибыли странам Запада, России и всего региона. Чтобы не допустить срыва этих проектов в результате агрессии Ирана, нужны конкретные международные усилия, отмечает Коэн.
Другой известный эксперт по региону – директор программы по исследованиям Каспия Гарвардского университета Бренда Шаффер – в интервью турецкой газете Zaman дала свой комментарий действиям Ирана.
По ее словам, следует обратить внимание на два очень важных фактора. Во-первых, после визита Путина в Баку политика России по Каспию изменилась. Москва отказалась от политики блокирования инвестиций в энергетический сектор Каспия, которая ранее проводилась совместно с Ираном.
Второй не менее важный фактор, по мнению Шаффер, это то, что bp с марта с.г. полностью отказалась от своей прежней позиции касательно маршрута ОЭТ Баку – Джейхан.
Как известно, ранее компания выступала за вариант прокладки маршрута через Иран, ссылаясь на его финансовые преимущества. Но после того, как британская нефтекомпания не стала настаивать на иранском варианте, Тегеран потерял основные рычаги давления на Каспии.
По мнению же турецкого политолога, эксперта Центра стратегических исследований евразии (ASAM) Мехмета Эрола, Иран просто набирает козыри перед октябрьским саммитом прикаспийских государств, до событий прошедшего месяца позиция этой страны выглядела уж очень ослабевшей.
При этом турецкий политолог не отрицает возможность задействования военных козырей. В ноябре, предполагает политолог, Иран может активизировать военные силы на Каспии и на суше, на границе с Азербайджаном. На мысли об агрессивном настрое Тегерана политолога натолкнула речь президента Ирана Хатеми во время обхода одной из воинских частей 18 апреля этого года. “Для того, чтобы защитить наши интересы на Каспии, мы можем, если это будет необходимо, использовать и военную силу”.
Другим фактором, который способствует еще большему нагнетанию ситуации на Каспии, утверждает политолог, могут быть предстоящие в ноябре на Каспии учения НАТО совместно с Азербайджаном. Проведение данного мероприятия предусматривается в рамках программы Партнерство во имя мира.
Так что на Каспии становится все жарче и жарче. При этом наращивают военную мощь не только страны, застолбившие за собой звания “гигантов региона”. Как заявил вчера ANS командующий погранвойсками Азербайджана Эльчин Гулиев, проводится активная работа по укреплению воздушных, наземных и водных границ отчизны.
В то же время вооружается и другой сосед и союзник Азербайджана по Каспию – Казахстан. Вчера на новую авиабазу Сил воздушной обороны Казахстана, которая находится в карагандинском аэропорту “Сары-Арка”, прибыли первые самолеты Су-24 и пять МиГ-31. Об этом CNA сообщили в пресс-службе минобороны Казахстана.
В будущем, по словам руководителя пресс-службы МО Казахстана, база будет входить в состав центрального военного округа страны. Ее личный состав будет выполнять задачи по защите воздушного пространства Казахстана И НЕКОТОРЫХ СОСЕДНИХ СТРАН.
Входит ли Азербайджан в состав этих “соседних стран”, защите воздушных рубежей которых Казахстан намерен содействовать, сказать трудно. Но сильный союзник в такой щепетильной ситуации не помешает. Правда, остается только выбрать, на чью же сильную руку намерен опереться Азербайджан – Запада или России и Казахстана.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год