Эльдар Намазов: Освобождать земли надо всем обществом

Ш.АББАСОВ

Готовящаяся четверкой политологов Общенациональная хартия принципов карабахского урегулирования на прошлой неделе столкнулась с критикой со стороны некоторых правозащитных организаций и журналистов. О том, насколько эти обвинения соответствуют действительности и в каком состоянии находится процесс разработки самой хартии, в интервью “Эхо” рассказывает один из ее разработчиков, политолог Эльдар Намазов.

– Бытует мнение, что вы умышленно затягиваете процесс подготовки хартии, проводите больше встреч, чтобы мелькать на страницах СМИ.

– Я не могу с этим согласиться. Проведение большого количества встреч – необходимость. Мы, впервые в Азербайджане, пытаемся определить общие принципы, единые для различных политических сил, неправительственных организаций, в целом для общества. Когда мы говорим о позиции азербайджанского общества, то речь идет не только о политических партиях – речь идет о широких слоях населения страны. Хотя бы основные категории нашего общества, в той или иной мере, должны выразить свое отношение к хартии.

Какие это категории? Помимо политиков, это общественные организации, творческая интеллигенция, видные деятели науки, молодежь, религиозные деятели, представители народов, населяющих Азербайджан, организации нашей диаспоры и т.д. И если уж мы говорим о необходимости формирования общенациональной позиции по урегулированию карабахского конфликта и хотим, чтобы этот документ имел серьезный эффект, то все основные категории нашего общества должны поддержать эту хартию.

Кроме того, к этой работе мы приступили в конце июня, и прошло не так уж много времени. Тем более, что это был период летних отпусков. И если за 2 летних месяца мы уже завершаем работу, и в хартии будут представлены мнения всех слоев населения, то я считаю, что тут впору говорить не о затяжке, а наоборот, о форсированных темпах работы.

…Основная работа по хартии уже сделана. После того, как в Мальме 5-й конгресс азербайджанцев мира, на котором присутствовало более 250 делегатов, поддержал этот документ, число организаций, подписавшихся под хартией, уже перевалило за 600. Поэтому на данном этапе нашу работу можно охарактеризовать как корректировку – мы изучим, насколько равномерно в этом документе представлены все категории общества, и если посчитаем, что кто-то представлен недостаточно, то постараемся в короткие сроки восполнить этот пробел.

Мы также будем работать над некоторыми предложениями, которые были высказаны во время наших встреч. Их не так много, и большая часть из них может легко и быстро найти свое отражение в тексте хартии – речь идет о некоторых терминах и определениях.

Сейчас, когда работа вступает в завершающую стадию, уже можно раскрыть некоторые детали о том, как готовилась эта хартия. Во-первых, мы считаем, что этот документ – социальный заказ общества. В Армении общенациональная позиция по карабахскому урегулированию уже известна.

Они считают, что Карабах не должен быть анклавом, то есть, помимо НК армяне претендуют на получение либо Кяльбаджара, либо Лачина. Во-вторых, они выступают против вертикального подчинения НК Азербайджану, что означает либо независимость, либо присоединение к Армении. В-третьих, армяне требуют международных гарантий безопасности НК. Это фактически ультиматум, который Армения представила и посредникам, и Азербайджану. Сразу после этого в Азербайджане, естественно, возникла необходимость определения и наших принципов.

Это очень важно, так как международному сообществу не была ясна суть нынешней позиции нашего общества. Никто не знал, на каких принципах азербайджанцы видят урегулирование конфликта. К нам поступило множество предложений и просьб выработать единый документ, отражающий позицию азербайджанского общества на эту проблему. И только после этого мы принялись за подготовку хартии и согласованию ее текста со всеми слоями населения.

Раскрою некоторые принципы нашей работы. Во-первых, мы определили, что хартия не должна быть авторским документом – это общенациональная позиция. Во-вторых, в работе над хартией мы применили принцип “чистого листа”. То есть, учитывая расколотость нашего общества, каждый политик или общественный деятель подписывал отдельный экземляр документа.

В итоге мы добились того, что под хартией стоят подписи и тех политиков, которые друг друга не признают. И вопросов, почему моя подпись стоит ниже чьей-то, не возникало. Третий принцип, к сожалению, нам реализовать не удалось. Мы хотели провести всю подготовительную работу вне внимания СМИ. Планировалось не выплескивать нашу работу на страницы газет и только в конце провести одну общую пресс-конференцию и обнародовать принципы хартии.

Однако случилось непредвиденное. О нашей встрече с Исой Гамбаром случайно узнали журналисты “Ени Мусават” и, несмотря на наши настоятельные уговоры, опубликовали сообщение об этом. То есть вся газетная шумиха вокруг хартии произошла вопреки воле ее разработчиков. Мы хотели ее избежать.

– “Четверку” обвиняют в том, что хартия носит милитаристский характер…

– Это высказывание только одного лица, тем более, незнакомого с текстом хартии. Дело в том, что этот документ не определяет пути урегулирования конфликта. Она не призывает к миру и они не призывает к войне. Она определяет принципы, на которых азербайджанское общество хотело бы, чтобы этот конфликт был урегулирован. А какими путями – это другой вопрос. Если международное сообщество окажет на Армению достаточно давления, и они откажутся от требований независимости НК, согласятся признать нашу территориальную целостность, то принципы хартии восторжествуют мирным путем. Если же армяне будут упорствовать, то у нас не будет иного пути, кроме применения силы.

– Создается впечатление, что с помощью хартии вы создаете себе плацдарм для политической деятельности. Вы это исключаете?

– Мы изначально не претендовали на авторство и не хотели газетной шумихи вокруг нашей работы. Поэтому эти домыслы не имеют под собой никакой почвы.

– Но ваши планы по созданию партии или политического движения остаются в силе?

– Во-первых, каждый гражданин Азербайджана имеет право создать партию. И это право ни у меня, ни у Н.Иманова, ни у С.Багирова, ни у Т.Зульфугарова никто отнять не может. Как в отдельности, так и вместе. Просто наша четверка никаких решений по этому поводу не принимала.

Я могу высказать свое мнение: в Азербайджане нет необходимости в создании новой политической партии. В стране нужна новая форма диалога между политическими силами, между обществом и политиками и т.д. С этой целью можно создавать какие-то неправительственные организации. Такой внутренний диалог нам очень необходим. Это на сегодняшний день более важная и нужная работа, чем появление 81-й или 91-й партии.

– Как вы оцениваете ситуацию на самих переговорах по карабахскому урегулированию?

– Сейчас наступило определенное затишье. В недавнем интервью газете “Фигаро” президент Азербайджана признал, что общественное мнение сейчас играет важную роль, и он считается с ним. В последнее время и международные посредники воспринимают позицию азербайджанского общества, как решающий фактор в ходе переговоров. В целом это позитивные процессы.

Я думаю, что если на переговорах и сопредседатели МГ, и азербайджанские дипломаты будут ощущать за собой твердую позицию азербайджанского общества – причем эта позиция не агрессивная, как это пытаются представить некоторые недалекие люди – то в этом случае могут произойти позитивные сдвиги в сторону учета наших интересов. …Надо понимать, что заставить агрессора уйти с оккупированных территорий путем увещеваний и задабривания невозможно – в международной практике таких примеров нет.

Агрессор освободит территории мирным путем только в том случае, если увидит, что азербайджанское общество готово к освобождению своих земель и имеет для этого достаточный потенциал. Только в этом случае армяне будут готовы к компромиссам. Пусть некоторые правозащитники не обманываются насчет миролюбивых заявлений некоторых армянских политиков. Это формальное миролюбие. По сути, оно означает желание мирным путем закрепить свои военные успехи – захват наших территорий.

Я думаю, что наши общественные организации, которые получают гранты западных фондов, должны понимать, что нельзя противопоставлять отстаивание национальных интересов и “народную дипломатию”. В последнее время большая часть финансовых потоков западных фондов сосредоточена на сотрудничестве с Арменией, организации встреч с армянской общественностью.

Я не против таких встреч, я поддерживаю “народную дипломатию”, как одну из форм отстаивания национальных интересов. Общественные организации, правозащитники должны постоянно пропагандировать справедливую позицию Азербайджана, основанную на нормах международного права, уставе ООН и резолюциях СБ ООН относительно оккупации наших территорий. Если мы хотим освобождения наших оккупированных земель, то необходимо объединение усилий всего нашего общества – и военных, и дипломатов, и власти, и оппозиции, и общественных организаций.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год