Д.Каракмазли
“Эмоционален, динамичен, свободен от описательности”. Так писала о нем отечественная пресса в начале 80-х. Много лестного об азербайджанском кинорежиссере Джангире Зейналлы написано и в зарубежной печати – в России, США, Германии и других странах.
Им сняты документальные фильмы – “Исцеляющие точки”, “Цирк – моя жизнь”, “Путь к бессмертию”, “Последнее слово”, “Фикрет Амиров”, “Отверженные”, “Беженцы”, “Контракт века” и другие. В 1989 году в числе лучших документалистов он был приглашен в США на кинофестиваль “Гласность”.
В 1990 году он везет в США свой видеофильм о январских событиях и демонстрирует его на крупнейшей международной конференции в Медисоне, и затем в Нью-Йорке, в международной организации прав человека “Хельсинки-Уотч”. В 1989 году Дж.Зейналлы снимает первый азербайджанский фантастический фильм “Контакт” по сценарию Анара. Эта работа для азербайджанского кинематографа стала как бы прорывом в интеллектуальное кино. Но, к сожалению, есть у Дж.Зейналлы фильм, который остался на полке. Это один из последних фильмов по госзаказу – “Азербайджан – годы испытаний”.
– Почему этот фильм постигла такая печальная участь?
– Еще за три года до съемок этой картины я периодически снимал для него отдельные эпизоды. а Картина должна была отразить анализ событий последнего десятилетия прошлого века. К работе над фильмом я привлек ведущих кинооператоров – К.Мамедова, Ш.Шарифова, А.Новрузова, звукорежиссера К.Сеидова и других. В течение трех лет мы снимали без всякой оплаты. Сами доставали пленку, сами оплачивали проявку.
К сожалению, не отпустили деньги на продолжение работы, не возместили ни одного маната. И затем на эту же тему был запущен фильм другого кинорежиссера. Практически параллельно по госзаказу стали снимать на одну и ту же тему две полнометражные ленты. Прошло пять лет, однако тот фильм так и не завершили. И мне не дали довести дело до конца. Естественно, незаконченная картина оставила у меня в душе неприятный осадок.
– А разве вы не сами отказались?
– Мне были созданы такие условия, что я вынужден был отказаться от продолжения работы. А жаль, поскольку работа намечалась интересная. Но сегодня во мне что-то перегорело и я уже спокойнее отношусь к этой истории. Решил сам завершить картину, невзирая на дороговизну видеопленки.
– Нам стало известно, что в последнее время вы в одиночку снимаете свои картины, на создание которых раньше требовались большие съемочные группы.
– За последнее время мной сняты, при поддержке норвежских нефтяников, фильмы “Уроки экологии” – о проблемах загрязнения окружающей среды, “Мы любим Азербайджан” – о норвежских детях, говорящих по-азербайджански, а также фильм “Хотим вернуться на Родину” – о детях-беженцах… Совместно с немецкими коллегами я снял также фильм “Азербайджан-Германия – пути сотрудничества”. Съемки проходили в Берлине, Гамбурге, Мюнхене, Баку. Недавно я вернулся со съемок из Парижа.
Конечно, я считаю, что сделал меньше того, что мог бы. К сожалению, в кино не всегда все зависит от тебя. Помимо творческого процесса существует и финансовая сторона. А в этой части я не такой уж и “пробивной”. Многое, из того, что было мной задумано, пока не осуществилось.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год