НУРАНИ
Несмотря на то, что к судьбе восьми иностранных сотрудников благотворительной организации Shelter Now, работавших в Афганистане, приковано сегодня пристальное внимание мировой общественности, достоверных сведений об их дальнейшей судьбе, как и об условиях содержания, до сих пор нет.
Напомним: 6 – 8 августа восемь иностранцев, работавших в кабульском представительстве Shelter Now, и 16 местных ее сотрудников были арестованы представителями действующего в составе талибского правительства “министерства по пропаганде добра и борьбе со злом”, которое также называют “полицией исламской нравственности”, по обвинению в попытке обращения местных афганцев в христианство.
Правда, все доказательства сводились к тому, что в момент, когда полицейские вошли в офис, там афганской семье демонстрировался видеофильм, “пропагандировавший христианство”.
По последним данным, в отношении иностранцев, а это двое граждан США, двое – ФРГ и четверо – Австралии, уже вынесен судебный приговор. Согласно новым правилам поведения для иностранцев в Афганистане, духовный лидер движения “Талибан” мулла Мохаммед Омар приговорил восьмерых иностранных сотрудников Shelter Now к 10-дневному тюремному заключению за “пропаганду христианского учения”. Отбыв же положенный срок, они будут обязаны в течение 48 часов покинуть территорию Афганистана.
О таком решении духовного лидера талибов сообщило “Радио шариата”. Сообщается также, что такое решение мулла Мохаммед Омар принял после состоявшихся в Кабуле переговоров со специальным представителем генсека ООН по Афганистану Франциском Вендреллом. Многие журналисты уже поторопились назвать такой срок заключения “символическим”, очевидно, не задумываясь о том, в каких условиях талибы могут содержать заключенных-иностранцев.
Постепенно “вектор общественного внимания” стал смещаться в сторону 16 афганцев, также работавших в Shelter Now, – им, по местным законам, грозит за “вероотступничество” смертная казнь, а согласно некоторым сообщениям, они уже казнены.
Однако очень скоро в деле Shelter Now стали проявляться весьма тревожные симптомы. Сначала многие информационные агентства отметили, что иностранные посольства все еще не получили официального подтверждения того, что в отношении иностранных сотрудников Shelter Now уже вынесен судебный приговор и им после 10-дневного пребывания в тюрьме предстоит покинуть Афганистан.
Беспокойство еще больше усилилось после того, как, по информации MIGnews.com, неудачей закончилась очередная попытка дипломатов США, Австралии и Германии получить в посольстве талибов в Исламабаде афганские визы для встречи с арестованными сотрудниками Shelter Now. Более того, Вакиль Ахмад Мутавакиль, министр иностранных дел в правительстве “Талибан”, заявил дипломатам, что если они направляются в Кабул только для встречи с арестованными, то могут не торопиться.
По словам Мутавакиля, иностранные дипломаты не будут допущены к арестованным сотрудникам Shelter Now до тех пор, пока в их отношении не завершится следствие, – талибские власти должны установить, не были ли сотрудники Shelter Now замешаны в более крупной кампании по обращению местных афганцев в христианство. Кроме того, Вакиль Ахмад Мутавакиль заявил, что решение муллы Мохаммеда Омара не означает, что иностранцы будут тотчас же отпущены на свободу, и следствие в их отношении продолжается.
Судя по всему, в деле Shelter Now неприятные сюрпризы еще весьма вероятны. Более того, складывается впечатление, что арестованные сотрудники благотворительной организации стали своеобразными заложниками борьбы двух фракций внутри самого движения “Талибан”.
Как уже указывала наша газета, внутри самого движения “Талибан”, судя по всему, наметился раскол между сторонниками постепенной нормализации отношений с окружающим миром и приверженцами “сверхжесткой линии”, что позволило бы и дальше использовать Афганистан в качестве “явочной квартиры” для международных террористов масштаба бен Ладена или Джумы Намангани.
Возможно, именно этим противостоянием объясняются и заявление высших духовных деятелей Афганистана, что бен Ладен недостаточно компетентен в теологии и вообще не имеет права издавать фетвы, и смещение самого муллы Мохаммеда Омара с поста главнокомандующего вооруженными силами талибов – преемником его стал не кто иной, как бен Ладен, и многое другое. В этих условиях очевидно, что международные террористы более всего заинтересованы в вынесении смертного приговора иностранцам, работавшим в Shelter Now.
После такого шага правительства “Талибан” в течение нескольких лет о возможности нормализации отношений Афганистана с внешним миром говорить не придется, изоляция страны усилится, и террористы еще достаточно долго смогут чувствовать себя в Афганистане в относительной безопасности.
И сегодня судьба арестованных сотрудников Shelter Now зависит от того, насколько велико реальное влияние в Афганистане духовного лидера талибов муллы Мохаммеда Омара. И если учесть, что его заявления публично дезавуирует даже министр иностранных дел в правительстве талибов Вакиль Ахмад Мутавакиль, то особых поводов для оптимизма, откровенно говоря, незаметно.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год