Ш.АЛИЕВ
Казалось бы, безобидная игра – шашки, если, конечно, за доской не известные персонажи “Мертвых душ” Чичиков с Ноздревым, но и здесь зачастую имеют место конфликты между федерациями разного уровня. Тем более, что в настоящее время в мире существуют две альтернативные спортивные организации, каждая из которых считает себя ответственной за состояние дел в этом виде спорта.
Одна из них убеждена, что более приоритетными являются т.н. “русские шашки”, которые играются на 64 клетках, – это Международная ассоциация русских шашек (МАРШ).
Другая – Всемирная шашечная федерация – полагает, что 64 клетки – это явно маловато для признания шашек на мировой арене как отдельного вида спорта: их должно быть 100. В этой федерации настаивают, что если “русские шашки” и имеют право на существование, то только под эгидой всемирной федерации.
Чего и скрывать, авторитет у 100-клеточных шашек в мире больше, чем у “русских”, поэтому победители различных соревнований самого высокого ранга чувствуют себя отчасти уязвленными. Их коробит тот факт, что всемирная федерация не признает их чемпионами, поэтому им приходится довольствоваться лаврами от МАРШ.
И хотя в Азербайджане обе версии шашек развиты достаточно неплохо, реального чемпиона мира мы имеем только по “русским шашкам”. Этого почетного звания в 1997 году удостоился наш сегодняшний собеседник Узеир Абдуллаев. Чемпионат мира проводился в Баку, но не только родные стены помогли ему стать лучшим на турнире. Узеир Абдуллаев по праву считается одним из лучших шашистов планеты.
– Что вы думаете по поводу существования двух мировых федераций по шашкам?
– Откровенно говоря, лично я не вижу в этом особого беспокойства. Я играю в шашки уже сорок лет, и скажу без ложной скромности, стал настоящим профессионалом. А что касается двух федераций? Помните, как в романе “Три мушкетера” Атос просил друзей не беспокоиться по поводу его раненой правой руки, заявив, что одинаково свободно владеет обеими. Так вот, и в 100-клеточных шашках я за это время преуспел. Просто судьба распорядилась таким образом, что чемпионом я стал именно по версии МАРШ.
– Но многие шашисты, действительно, хотят объединения этих структур…
– Это их мнение, которое вполне имеет право на существование, надеюсь, как и мое.
– Общеизвестен тот факт, что в СССР азербайджанская школа шашек была одной из самых сильных…
– В разные годы, начиная с 1947 года, наша республика, действительно, делегировала в сборную страны сильнейших игроков, среди которых Талят Мехтиев, Кямиль Теймуров, Эльдар Алиев, Владимир Шарапов.
– А как же сегодняшнее поколение, неужели нет развития? Вот и на последнем чемпионате страны по шашкам опять первыми оказались вы.
– Одно время в республике было не до шашек, впрочем, как и многих других видов спорта, и какой-то разрыв в воспитании новой школы азербайджанских шашистов произошел. Однако перспективная молодежь у нас имеется. Взять хотя бы 19-летнего Фархада Гусейнова. Да и остальные – Рузи Самедов, Рашад Вахидов, Эльшан Зейналов тоже в будущем смогут претендовать на медали самого высокого ранга. Развиваются и женские шашки в стране. Так, например, 14-летняя Наргиз Мамедова, будучи чемпионкой страны среди женщин, заняла восьмое место на первенстве мира – это очень неплохой показатель для ее возраста.
– В интервью одной из местных газет вы заявили, что все свои победы посвящаете отдельным людям: родственникам, друзьям, знакомым. Кому вы посвятили свою победу на чемионате мира в 1997 году?
– Да, действительно, это факт, который я никогда не скрывал. Например, последнюю свою победу на чемпионате страны я посвятил своим одноклассникам, которым в этом году исполняется 50 лет. А свою главную победу на чемпионате мира – родному Азербайджану.
– Вы уже довольно продолжительный срок работате в Министерстве молодежи, спорта и туризма, что не удивительно, учитывая ваш богатый спортивный опыт. Вызывает, однако, некоторое недоумение, что курируете вы там прикладные виды спорта, например, тяжелую атлетику. Согласитесь, что между шашками и штангой есть немало отличий.
– По-вашему выходит, что Рональд Рейган не мог быть президентом США, потому что до этого был голлливудским киноактером? Или другой президент – Форд, который, кстати, когда-то был тренером по американскому футболу. Я тружусь в министерстве уже не первый год, набрал неплохой опыт в административной работе, а то, насколько хорошо я это делаю, судить руководству.
– Вы считаете 19-летнего Фархада Гусейнова молодым шашистом, а сами завоевали очередное звание чемпиона страны, разменяв шестой десяток. Насколько велика возрастная амплитуда в шашках и зависит ли от нее уровень выступления?
– Да, на сегодняшний день в стране я являюсь единственным чемпионом, который добился этого титула в 51 год, но точно знаю, что это не предел. Шашки – это талант и усидчивость, помноженные на постоянное самосовершенствование и стремление к покорению высот.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год