Израиль предложил Турции оказать военную помощь Азербайджану

Х.ИСМАЙЛОВА

С начала противостояния между Азербайджаном и Ираном на Каспии возникал вопрос: почему не реагирует Турция? Анкара, всегда так однозначно поддерживающая позиции Азербайджана, долго молчала и, наконец, сделала заявление, о котором в прошлом номере мы вам сообщали.

Турецкий МИД, оказывается, внимательно следил за инцидентом между двумя соседями этой страны и считает, что противоречия по Каспию должны быть устранены на основе принципов “неприменения силы и отказа от угрозы применения силы”.

В заявлении была выражена надежда, что отношения между Ираном и Азербайджаном будут строиться в рамках принципов ООН, и статус Каспия будет выработан с участием “всех прикаспийских государств на основе компромиссов и в соответствии с правовыми нормами”.

Эта позиция Анкары была доведена также до сведения посольства Ирана в Турции. Реакция официальной Анкары надежд азербайджанского народа на поддержку “старшего турецкого брата” не оправдала и не шла ни в какое сравнение с действиями не менее старшего русского брата, который, кстати, опередил в этой ситуации и самого дядю Сэма.

Но и это не все. По сообщениям турецкой прессы, Турция отказалась даже от участия в предложенной Израилем акции по поддержке Азербайджана. Как сообщает газета “Радикал”, во время визита премьер-министра Израиля Ариэля Шарона в Анкару (состоялся на этой неделе) был затронут вопрос Каспия. И во время переговоров Шарон предложил оказать военную поддержку Азербайджану через Турцию.

“Радикал” пишет, что Израиль предложил поддержать оборону Азербайджана в ответ на угрозу со стороны Ирана. Кроме того, речь зашла о сотрудничестве в области инвестиций в нефтегазовый сектор Азербайджана.

Из публикации турецкой газеты можно сделать вывод: собеседники израильского премьера это предложение не поддержали.

Правда, заведующий управлением по делам Ближнего Востока МИД Турции Тюркекул Курттекин в интервью “Эхо” опроверг это сообщение, сказав, что вопрос Каспия на переговорах не затрагивался. По его словам, после встречи за закрытыми дверями премьер-министры дали пресс-конференцию, где рассказали о ходе переговоров: Каспий не упоминался.

Однако если основываться на официальных сообщениях, то не упоминались и проблемы, возникшие в ходе переговоров по Ближнему Востоку. То есть ни Шарон, ни Эджевит неудачное завершение попытки Анкары стать посредником не констатировали. Между тем поверить в это трудно, принимая во внимание тот фон, на котором проходил визит Шарона в Анкару. На улицах проходили акции протеста против “произраильской позиции” Турции, в поддержку палестинцев.

Все предложения Турции по посредничеству, то есть те компромиссы, которые предложила Анкара Тель-Авиву, были отклонены. Шарон, несмотря на просьбы Бюлента Эджевита не называть Ясира Арафата террористом, от своей агрессивной лексики не отказался, что, как пишут турецкие газеты, и завело переговоры в тупик.

Но нас прежде всего, естественно, интересует предложение Израиля поддержать Азербайджан, о котором сообщает турецкая пресса. “Радикал” указывает на то, что Иран – злейший враг Израиля, и в этом смысле намерения Тель-Авива воспользоваться критической ситуацией на Каспии никого не удивляют.

Удивительной оказалась позиция Анкары. Даже допуская, что предложение Израиля практически трудно осуществимо, можно констатировать: Турция решила сохранить нейтралитет в вопросе с Ираном.

А ответ на вопрос “почему?” скрыт в экономических взаимоотношениях между Тегераном и Анкарой. В те дни, когда иранский военный корабль угрожал азербайджанскому исследовательскому судну “Геофизик-3”, турецкий МИД и руководство энергетического комплекса этой страны улаживали конфликт с Ираном.

Речь идет о поставках газа в Турцию, которые откладываются аж с 1999 года, как заявляет иранская сторона, по вине Турции.

В январе этого года турецкая компания по транспортировке энергоресурсов BOTAS согласилась выплатить неустойку за невыполнение условий контракта. Но после этого в Турции разразился экономический кризис, из-за которого Анкара оказалась не в состоянии платить не только неустойку, но и за поставки газа.

Однако в последние недели конфликт был улажен, и Иран даже взял на себя обязательства перепроверить техническую надежность трубопровода на территории Ирана. Вопрос об уплате неустойки, как пишет турецкая пресса, с повестки дня снят.

На этой неделе инцидент был исчерпан окончательно, и посол Ирана в Турции Мухаммед Хусейн Лавасани заявил ИРНА, что Иран, проявляя добрую волю, осуществит технический контроль трубопровода еще раз. То есть Иран готов взять вину на себя.

Контракт у Турции с Ираном подписан в 1996 году и предусматривает поставку 4 миллиардов кубометров газа ежегодно, в течение 22 лет. По сообщениям турецких СМИ, поставки газа начнутся уже в сентябре.

Возможно, скандал с газовыми поставками и объясняет индифферентную позицию Анкары в вопросе конфликта на Каспии. Можно считать, Иран выбрал удобный момент для того, чтобы ссориться с Баку. А что касается турецко-азербайджанской дружбы, она, как всегда, рождает надежду и уверенность – официоз Анкары и Баку стоит выше каждодневных интересов…

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год