Г.МАМЕДЗАДЕ, Н.ИБРАГИМОВ
Похоже, мэр Баку Гаджибала Абуталыбов намерен изменить не только внешний облик столицы, но и существеннно поработать над моральными устоями бакинцев и гостей столицы. Глава исполнительной власти Баку, как мы уже сообщали, решил ограничить доступ населения в увеселительные заведения.
Благо, что он вообще не запретил обывателю посещать рестораны и дискотеки, к этому мэр еще не пришел в развернутой им титанической деятельности. Пока администрация города ограничилась лишь введением лимита времени на работу “развлекалок” – до полуночи.
В первый же день, когда распоряжение Абуталыбова появилось на свет, наши корреспонденты отправились в известное многим бакинцам заведение, дабы выяснить, насколько ретиво будут претворять его в жизнь правоохранительные органы. Однако шумного грохота полицейских ботинок в означенный час мы так и не дождались. Надо сказать, что и администрация бара-ресторана, расположенного в центре города, не сидела сложа руки.
Полицейских ожидали весьма уверенный в себе хозяин, два его адвоката и готовились дать отпор любому, кто посягнул бы на их частную собственность. Было уже далеко за полночь, когда наши корреспонденты несколько разочарованные покинули бар. Позже стало известно, что ряд элитных заведений все же закрылись, некоторые по собственной инициативе, другие, едва завидев полицейских. Да уж…
Известие об этом распоряжении мэра моментально облетело общественность города, вызвав самые противоречивые мнения на сей счет. Конечно, мы не ограничились одним только визуальным наблюдением подведения владельцев баров и дискотек, а опросили официальные органы в надежде получить вразумительное обоснование подобных мер. Нельзя сказать, что услышанное очень уж шокировало нас.
Нечто похожее мы и ожидали в качестве аргументов. Итак, в Департаменте потребительского рынка и услуг ИВ считают, что в облаках сизого дыма и танцев без соблюдения “комсомольских” расстояний между партнерами морально-этические ценности бакинцев и гостей столицы из регионов стремительно тонут в море разврата. Это, так сказать, главный аспект. Однако инициативы мэра ограничиваются не только этим.
Тем самым он удовлетворяет многочисленные просьбы граждан, якобы требующих от городских властей избавить их от излишнего шума дискотек, нарушающего их покой. Поэтому первыми в категорию опальных баров попадают заведения, расположенные в подвалах и полуподвалах жилых домов, а также сосредоточенные в непосредственной близости от военных частей, лечебных и учебных учреждений.
Попутно городские власти нанесут удар по заведениям, не имеющим соответствующей лицензии на этот род деятельности, в том числе продажу спиртных и табачных изделий. И все же основной упор делается на нравственное воспитание подрастающего поколения, чистоту в которое ночное времяпрепровождение на дискотеках не добавляет. Не станем спорить, насколько это верно. Но сдается, что, учитывая эти моменты, отцы города упустили другие, не менее важные, о которых хотелось бы напомнить.
Прежде всего те, что следуют из вовремя подоспевшего комментария председателя Союза свободных потребителей Азербайджана Эюба Гусейнова. Его они ничуть не вдохновили, ибо он категорично считает их вмешательством в личную жизнь граждан и нарушением властями одного из главных прав конституционных прав человека – права на отдых.
Правда, Гусейнов не преминул увидеть и положительные стороны данного распоряжения с учетом внутренней политики государства, направленной на поддержание стабильности в связи с известными последними событиями в стране. Однако, как нам кажется, никакое, даже самое благое начинание, не должно противоречить закону. Впрочем, закон у нас в стране понятие растяжимое, и каждый устанавливает свои собственные правила игры. Однако вернемся к распоряжению.
Запреты, как стало известно, не коснулись 4- и 5-звездочных отелей, разумеется, при наличии соответствующего разрешения, а также таких популярных в городе мест ночных тусовок, как, к примеру, “Бакинский развлекательный центр” и ночной бар-дискотека “Туннель”. Это, может, и отрадно для толстосумов, но никак не для представителей среднего класса, того самого ядра, на котором держится экономика страны.
Многим из них придется отказаться от самых обычных мирских удовольствий и уныло плестись после работы домой, когда душа просит музыки, пива и танцев. Выходит, что нам навязывают суровый аскетизм, словно нации, обреченной на вечную борьбу. При этом сами радетели нашей нравственной чистоты себе мало в чем отказывают, а уж в праздном времяпрепровождении в последнюю очередь.
Между тем, по данным того же Департамента потребительского рынка и услуг, в Баку функционируют около 270 баров и дискотек. Мы не поленились обзвонить некоторые из них, и нам сообщили, что, стараясь не раздражать власти, ровно в полночь двери заведений плотно закрываются, оставляя под покровом ночи только тех, кто успел заблаговременно туда подоспеть.
После 24 часов туда уже никто не попадет, поскольку создается впечатление, что бар закрыт. Музыка звучит тихо, и посетители бара также ничем не выдают своего присутствия.
Неизвестно пока, какой размах приобретут новые идеи уже не нового мэра, но использовать этот метод в воспитательных целях вряд ли разумно, учитывая, что еще свежи в памяти неоправдавшие себя советские постулаты о высокой нравственности, которые обернулись огромной волной желаний вкусить долгожданную свободу после того, как все запреты и заслоны рухнули.
***
В минувший уик-энд официант одного из городских баров (Н.Ибрагимов) уже после полуночи на мой вопрос, почему не закрыли заведение, робко ответил: “Так это дискотеки закрывают, а мы что, мы кафе”.
Однако особой уверенности в его голосе я не почувствовал. Ведь не он устанавливает правила игры, он только лишается заработка.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год