НУРАНИ
Визит в Нагорный Карабах премьер-министра Армении Андраника Маркаряна армянская пресса освещала весьма подробно. В Нагорном Карабахе, где вся “серьезная” экономика составляет в лучшем случае шелковый комбинат, Маркарян провел три дня. И по итогам своего визита подписал с “премьер-министром НКР” Анушаваном Даниеляном соглашение о сотрудничестве.
В подписанном документе, по информации агентства “Арка”, подчеркивается необходимость укрепления связей между Арменией и так называемой “НКР” в правовой, экономической и культурной сферах. Более того, для обеспечения контроля над реализацией программы создана совместная комиссия.
А “президент НКР” Аркадий Гукасян даже отметил, что очень высоко оценивает документ, открывающий большие перспективы для укрепления и развития сотрудничества между “двумя республиками”, и выразил уверенность в том, что “будет сделано все необходимое для четкого соблюдения графика и неукоснительного осуществления всех предполагаемых программой пунктов”.
Сам Маркарян, завершая свой визит в Ханкенди, заявил журналистам, что его страна и впредь будет оказывать Нагорному Карабаху всемерное содействие в восстановлении разрушенной в ходе войны экономики, и подчеркнул, что Нагорный Карабах уже прошел тот этап, когда пытался развивать свою экономику решением лишь оперативным вопросов.
“Настало время разработки и реализации стратегической программы развития важнейших сфер на 2002 – 2010 годы”, – пообещал он журналистам. Назвать подобные действия вызывающими и провокационными было бы слишком мягко. Поездка официального лица одного государства на территорию другого, даже если речь идет о частном визите, – вопрос, требующий немалой “протокольной проработки”. И если такая поездка происходит без согласия официальных структур той страны, на территорию которой является незваный гость, то уже одно это – серьезное нарушение международного права. Еще более возмутительно выглядит подписание “соглашения о сотрудничестве” с “правительством Нагорного Карабаха”, которое, как известно, никто в мире в качестве законного органа власти не признает.
Более того, даже юридические взаимоотношения между самими “подписантами” не до конца ясны: то ли Армения считает Нагорный Карабах “независимым государством”, то ли своей составной частью (решение о “миацуме”, то бишь “воссоединении”, Карабаха и Армении тут не отменено). Но в любом случае на юридическом языке это называется “вопиющим нарушением суверенитета” и остается только надеяться, что официальный Баку отреагирует на происходящее должным образом.
Известно и другое. В Ереване уже давно отмечали, что объемы финансовой помощи Еревана Нагорному Карабаху постоянно снижаются. Экономика самой Армении находится на грани катастрофы, миграция приобрела масштабы национального бедствия, и на этом фоне брать на содержание еще и Нагорный Карабах армянской экономике просто не под силу.
Так что вполне возможно, что, отправляя в Карабах Андраника Маркаряна, в Ереване намеревались продемонстрировать и “властям Нагорного Карабаха”, от которых в политическом раскладе Еревана зависит многое, и своим собственным гражданам, что намерены всячески содействовать Нагорному Карабаху. Точно так же “внутриполитические корни”, по всей видимости, имеет и последнее заявление Вардана Осканяна. По словам главы МИД Армении, в переговорах по карабахскому урегулированию за последние 10 лет Армения никогда не была в столь благоприятных условиях, как сегодня.
Осканян заявил, что “это стало возможным благодаря политике руководства страны, проводимой в последние 2 – 3 года”, и обвинил оппозицию в том, что положительные достижения не всегда представляются в реальном свете. Правда, в народной поддержке глава армянского внешнеполитического ведомства уверен: “Однако последние опросы показывают, что население Армении оценивает деятельность МИД, а не идет на поводу у тех, кто пытается всеми способами принизить достижения нынешнего правительства”.
Не совсем понятно, о каких “благоприятных условиях” идет речь, если армянская пресса периодически обрушивается с жуткой критикой то на госдепартамент США, подготовивший к началу переговоров в Ки Уэсте те самые справки, где Армения характеризовалась как страна-агрессор, а “карабахское движение” квалифицировалось как сепаратистское, то на посла США в Азербайджане Росса Уилсона, который время от времени подтверждает в интервью азербайджанским газетам, что эти справки и есть официальная позиция США.
На этом фоне в Армении начинается очередная демонстрация собственной близости к России. Уже после окончания визита в Ереван вице-премьера РФ Ильи Клебанова, отвечающего в правительстве Касьянова за военно-промышленный комплекс, тут в очередной раз объявили уточненную дату визита в Ереван президента России – Владимир Путин прибудет в Армению 14 сентября.
А 7 августа в Армении начались совместные армяно-российские командно-штабные учения, в которых примут участие воинские части 102-й российской военной базы и пятого армейского корпуса вооруженных сил Армении.
Более того, показательно, что командование будет осуществлять первый заместитель министра обороны Армении, начальник генштаба вооруженных сил генерал-лейтенант Михаил Арутюнян.
Что уже волей-неволей заставляет вспомнить и сообщения, что совместная военная группировка России и Армении будет находиться в армянском подчинении, а заодно и задуматься о том, чего стоят уверения российских представителей, что российские части и российское оружие в Армении не может быть задействовано в войне с Азербайджаном, если командные рычаги по сути дела находятся в руках Армении, а не Москвы…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год