“Лучше иметь телохранителя-азербайджанца…”

Ш.АЛИЕВ

Наш собеседник теперь уже бывший временный поверенный в делах Израиля в Азербайджане Шмуэль Моял, отдавший 40 лет из своих 65 дипломатической работе. На этом посту его сменит куда более молодой коллега Эльтан Найе, который до этого представлял израильское государство в Турции. Эльтан Найе прибыл в нашу страну и уже принял дела у более опытного и зрелого дипломата.

– Посольство Израиля в нашей стране обосновалось едва ли не с первых лет обретения Азербайджаном независимости. Однако израильские компании слабо представлены в Азербайджане и мало участвуют в инвестировании экономических проектов.

– Прежде всего дело здесь в преобладании у вас нефтяной индустрии над такими областями, как здравоохранение, образование, сельское хозяйство и тому подобное. В Азербайджане не очень затребованы эти отрасли экономики, где Израиль имеет значительные успехи.

Но не все так плохо. Наши компании уже предприняли несколько попыток внедриться в аграрный сектор республики с передовыми технологиями. Израиль уже заявил о себе в Азербайджане в области строительства и реконструкции коммуникаций.

В целом же я нахожу экономические отношения Азербайджана и Израиля находящимся на ранней стадии развития, хотя и вижу большой потенциал для прогресса. Если, конечно, не будет бюрократических препонов.

– Что вы имеете в виду?

– Например, еще пять лет назад было подписано соглашение о сотрудничестве между двумя странами в области здравоохранения. Израильское правительство ратифицировало договор, а азербайджанское почему-то до сих пор медлит.

– Как известно, скоро ожидается приватизация компании Bakcell. Министерство связи Азербайджана собирается выставить свой пай в этом СП на продажу, одним из учредителей которого является израильская сторона. Собирается ли она в таком случае выкупить его?

– Я все же дипломат, а не бизнесмен, но могу предположить, что Израиль активно участвовал в коммуникационных проектах на азербайджанском рынке, а следовательно, у нас есть заинтересованность в развитии в Азербайджане спутниковой связи. К тому же Израиль один из лидеров в области спутниковой связи в мире, поэтому, скорее всего, будет активно участвовать в приватизации объектов азербайджанской инфраструктуры, имеющей отношение к связи.

– В турецкой прессе участились публикации на тему углубления турецко-израильского сотрудничества. Насколько глубоко оно зашло?

– За последние пять лет израильско-турецкие отношения переживают небывалый подъем, о котором можно судить хотя бы по внешнеторговым показателям. Товарооборот между нашими странами исчисляется миллиардами долларов. Кроме того, Турцию ежегодно посещают более 150 тысяч израильских туристов.

Недавно состоялась экономическая конференция по сотрудничеству между Израилем и Турцией, где бизнесмены обеих стран выступали за расширение экономико-культурных отношений и образование совместных предприятий с привлечением стран Кавказского региона, среди которых были отмечены Азербайджан и Узбекистан.

– В иранских СМИ руководство и даже народ Азербайджана часто обвиняют в потворстве сионизму. Рассматривается ли в Тель-Авиве возможность использования Азербайджана как проводника интересов Израиля, учитывая соседство с Ираном?

– Были времена, когда отношения между Ираном и Израилем были очень хорошими, но они испортились, поскольку Иран ныне провоцирует конфликты на Ближнем Востоке, вдохновляет и снабжает оружием террористов.

Что же касается Азербайджана, то это современное независимое государство, которое должно проводить политику, прежде всего отвечающую его интересам. Но какого-либо присутствия ярого сионизма в Азербайджане я не заметил.

– Из всех руководителей стран СНГ глава Азербайджана единственный, пока не посетивший Израиль, увы. Как вы полагаете, в чем причина?

– По-моему, на этот вопрос должен ответить сам глава Азербайджана, но я полагаю, что, поскольку есть официальное приглашение, то Гейдар Алиев рассматривает эту возможность.

– Как вы оцениваете события в Бакинской еврейской общине и вокруг нее?

– Я отвечу на этот вопрос, возможно, несколько иносказательно, но, по-моему, весьма характерно отражающе его суть. Так вот, как-то первый премьер-министр Израиля Бен Гурион посетил США и встретился с президентом Джоном Кеннеди. Последний, желая произвести впечатление на Бен Гуриона, сказал, что он президент страны с 2-миллионным населением. На что Бен Гурион ответил приблизительно так: “А я, господин президент, премьер-министр 3 000 000 потенциальных премьер-министров”. Так что вопрос не в том, кто кем управляет и руководит, а насколько умело он это делает.

– Собирается ли сотрудничать Израиль с Азербайджаном в области борьбы с терроризмом?

– Терроризм – международная проблема, которая не имеет границ, и, конечно, в борьбе с этим злом должны быть заинтересованы все страны.

– Население Израиля в значительной степени составляют выходцы из СССР, в том числе и из Азербайджана…

– Да, мы действительно приняли у себя более 1 млн. евреев из СССР и, кстати, ничуть не жалеем об этом, поскольку они дали большой толчок развитию культуры и образования Израильского государства. Немало евреев из общины Азербайджана принимало участие в строительстве нашего государства.

– Бытует мнение, что октябрьскую революцию в России сделали во многом евреи. Так, в 20-х годах прошлого столетия из семи членов Совнаркома четверо были евреями – Троцкий, Каменев, Зиновьев и Томский.

– Хотя все это уже давно стало историей, этого факта не признать нельзя. Но он и естествен, потому как многие из евреев были представителями интеллигенции в России того времени, поэтому внесли большой вклад в пред- и послереволюционные процессы. Сегодня же отношения между Россией и Израилем я расцениваю как развивающиеся в правильном русле.

– Поговаривают также, что с приходом к власти в России Путина начали ущемляться магнаты еврейской национальности, например, Березовский и Гусинский.

– Это внутренние проблемы России, которые я ни в коем случае не хотел бы комментировать.

– Ну тогда, с вашего позволения, вернемся к Азербайджану. Как вы оцениваете условия жизни и работы евреев в республике?

– Если в Азербайджане 8 млн. населения, то в процентном соотношении 15 – 20 тыс. евреев – это очень маленькая цифра. Конечно, многие из них, будучи частью общества Азербайджана, переживают трудности переходного периода вместе с другими гражданами Азербайджана.

Я как мог пытался наладить отношения с членами общины здесь, в Баку, бывал не раз в синагоге, но очень жаль, что посещаемость ее очень мала. Зато наши истинно еврейские традиции хорошо сохранились в Губинском районе Азербайджана, где я неоднократно бывал. Думаю перед отъездом еще раз посетить этот регион вашей страны.

– Известно, что охрана посольств Израиля во всех странах мира состоит исключительно из евреев, но как среди ваших телохранителей появился наш земляк Айдын Баширов?

– Вопрос об охране израильских дипломатов очень важен для нас. К сожалению, из-за терактов мы потеряли очень много дипломатов в Турции, Европе, Южной Америке. Когда я только прибыл в Азербайджан, мой телохранитель был евреем, но он не говорил на местном языке, недостаточно хорошо был знаком с местными обычаями или, как принято говорить, менталитетом. И мы решили, что лучше иметь телохранителя-азербайджанца, который, замечу, стал мне теперь еще и другом.

– У вас заканчиваются полномочия, чем думаете заниматься дальше?

– Совершенно точно то, что буду проводить большую часть времени со своими внуками, потому что они меня обвиняют в том, что я бросил их. Следующим моим делом будет написание мемуаров, к работе над которыми я уже частично приступил.

– Вы проработали в Азербайджане чуть меньше года. С какими ощущениями вы покидаете нашу страну?

– Конечно, 8 месяцев – это небольшой срок, но за это время можно многое увидеть, познать страну и населяющих ее людей. На меня большое впечатление произвели прежде всего гостеприимство и открытость азербайджанцев.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год