Бастовать можно, но не всем и не всегда

З.ФАИКГЫЗЫ

Комитет экспертов Международной организации труда распространил выдержки из доклада, касающиеся выполнения странами-членами ратифицированных конвенций МОТ. Замечания касаются законодательства восьми стран СНГ и Балтии. Комментарии были сделаны на основе докладов национальных правительств, которые предоставляются МОТ ежегодно. По Азербайджану комментарии касались ограничений прав на забастовку и политическую деятельность профсоюзов.

Несоответствием законодательства конвенциям МОТ по поводу прав на забастовку страдают все страны, упомянутые в докладе. Что касается нашей, то комитет МОТ рекомендует внести поправки или аннулировать раздел 188-3 Уголовного кодекса, который значительно ограничивает права трудящихся участвовать в “коллективных действиях с целью нарушения работы общественного транспорта”.

Согласно конвенции МОТ, ограничения или запреты в отношении права на забастовку могут касаться только госслужащих, осуществляющих полномочия от имени государства, или служб, перерыв в работе которых угрожает жизни, безопасности или здоровью всего населения или его части. К таким относятся авиадиспетчеры, электроэнергетики на станциях, больничные работники. Но и для них в виде компенсации создается арбитражный суд, решение которого является обязательным для всех.

Как стало ясно из доклада комитета, азербайджанское правительство уже обещало внести поправки, более того комментарии комитета экспертов были направлены в соответствующие органы. Все до сих пор без изменений.

По мнению комитета, азербайджанский закон “О профсоюзах” лишает профсоюзы права участвовать в политической деятельности, а также вступать в ассоциацию с политическими партиями. Ранее профсоюзы лишили законодательной инициативы, теперь – возможности добиваться своих целей совместно с партиями, со схожими требованиями.

Любопытно, что больше комментариев было высказано по докладу беларусского правительства. В частности, согласно указу президента, при регистрации профсоюзная организация предприятия должна включать не менее 10 процентов работников предприятия.

По мнению комитета, минимальное членство следует определять разумным образом, чтобы это не препятствовало созданию организаций.

Кстати, похожая проблема наблюдается и в нашем Трудовом кодексе. По нему для регистрации профсоюзная организация предприятия должна включать как минимум семь членов. Но эта цифра была оправдана в СССР, где промышленность ориентировалась на крупные заводы-гиганты.

Теперь же трудовые коллективы современных предприятий зачастую составляют в среднем пять человек. Таким образом, они автоматически исключаются из профсоюзного движения.

Хотя, несмотря на все недостатки, у нас ситуация все-таки лучше, чем, скажем, в Средней Азии. Например, со времени вступления Кыргызстана в МОТ, комитет ни разу не получал доклада от правительства этой страны.

Таджикистан хоть и представил доклад, но комитет “с огорчением” констатировал, что в который раз доклад правительства не дает ответа на поставленные вопросы и на его предыдущие комментарии.

Правда, комитет экспертов МОТ выразил твердую надежду на то, что правительства в самом ближайшем будущем включат в свой доклад сведения о любом прогрессе.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год