Малолетние преступники – это не “джентльмены удачи”

Дж.ИБРАГИМОВА

Условия содержания детей в исправительном доме, так отныне называется детская исправительно-трудовая колония, стали несколько лучше. Но почему “несколько”, а не просто лучше?

С этого вопроса началась наша беседа с председателем правления центра программы развития ЕL Эльмиры Алекперовой, по словам которой, эта организация осуществляет долгосрочный проект “Мониторинг права заключенных на здоровье”. Проект реализуется при поддержке Charity Know How – Azerbaijan.

“Нами проведена большая работа, но еще многое предстоит сделать”, – ответила Э.Алекперова. Проводимая в стране реформа пенитенциарной системы, по ее словам, уже дает положительные результаты.

Во всяком случае содержание малолетних преступников в нашем исправительном доме гораздо лучше, чем, к примеру, в Грузии. В этом она смогла убедиться, побывав там.

Следует отметить, что центр программы развития ЕL – единственная в стране неправительственная организация, получившая от госорганов разрешение на постоянную работу в детской колонии. Э.Алекперова практически считается работником исправительного дома.

В рамках проекта “Мониторинг права заключенных на здоровье” в настоящее время в детской колонии готовится к проведению летней спартакиады. Некоторое спортивное оборудование для этих целей приобретено. Штанги и теннисный стол уже заняли свое постоянное место на территории колонии.

Правда, сама площадь для занятий игровыми видами спорта, соревнований, скажем, по бегу небольшая, но присоединение к территории исправительного дома для детей части приусадебного участка женской колонии (как известно, эти учреждения разделяет забор) ненамного, но увеличило его дворовую площадку.

Свободного времени у воспитанников колонии предостаточно, так как производства в учреждении нет. В основном подростки занимаются изготовлением сувениров и благоустройством колонии.

Пробел в плановом обучении детей каким-нибудь трудовыми навыкам приходится заполнять физическими занятиями. Педагог физкультуры, который в рамках проекта трижды в неделю занимается с детьми, уже устал отбиваться от просьб детей приходить чаще, каждый день.

Программу же обучения в детской колонии, по мнению Э.Алекперовой, нужно серьезно пересмотреть. Обращение с просьбой перепрофилировать вечернюю школу, действующую сегодня в исправительном доме, на обычную дневную уже направлено в Минобразования. Более того, программа обучения с этими детьми должна осуществляться по специальной методике. С этим трудно не согласиться, поскольку, согласно недавно проведенному опросу, 20% воспитанников колонии вообще не умеют читать.

Серьезного пересмотра требует также ныне действующая практика перевода воспитанника исправительного дома по наступлении его совершеннолетия в колонию для взрослых.

Интересно, что внимание госслужб и общественности к этой проблеме привлекается со стороны руководителей самой детской колонии. Работникам детского исправительного дома, как никому другому, близки и понятны настроения воспитанников, которые за несколько месяцев до наступления совершеннолетия и последующего за ним перевода во взрослую колонию, теряя интерес к жизни, испытывают самый настоящий стресс.

По словам Э.Алекперовой, внесение соответствующих изменений в законодательство уже нашло поддержку у группы депутатов Милли меджлиса. Витает в воздухе и идея создания при детской колонии попечительского совета.

Но, пожалуй, самой первостепенной задачей в реформе пенитенциарной системы, по мнению главы ЕL, является введение альтернативных методов наказания. Тем более в отношении малолетних правонарушителей.

Трудовая колония, тюрьма, исправительный дом, вне зависимости от того, как они называются, не всегда могут направить ребенка по правильному пути.

Большинство воспитанников колонии попали сюда за кражу, разбой и грабеж. Практически 50% заключенных сидят здесь за воровство. В основном это дети-сироты. Показателен пример, когда сын хронических алкоголиков, пропивших квартиру, дабы не умереть с голоду самому и накормить своих сестер, вырвал у женщины на улице сумку. Ребенка засудили.

В качестве альтернативных видов наказания, по мнению Э.Алекперовой, могут использованы общественные работы, взятие на поруки, штрафы. Конечно, до окольцовывания правонарушителя браслетом – “маяком”, ограничивающим его передвижение по городу по примеру богатых скандинавских стран нам еще далеко. Но с чего-то ведь начинать надо…

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год