Управляемый Азербайджан

Мамед БАГИРОВ

Открытая иранская экспансия поставила руководство Азербайджана в очень неловкое положение. Прежде всего потому, что пока не было предпринято никаких адекватных шагов по ее подавлению.

Более того, нынешняя ситуация фактически обнажила отсутствие у властей механизмов воздействия на агрессора, который уже почувствовал себя полновластным хозяином положения. Впрочем, ничего удивительного в том, что происходит, нет.

В 1992 году Азербайджан как суверенное государство потребовал вывода российских войск с собственной территории. Никаких проблем, сказала Москва, но, может, все-таки будем вместе охранять границы. В ответ прозвучало категорическое “нет”, и Баку стал гордиться тем, что самостоятельно охраняет собственные границы, за исключением той ее части, которая осталась под оккупацией армянских формирований.

Правда, на днях выяснилось, что наши границы не столь уж надежно охраняются, что у нас нет современных систем противовоздушной обороны, и что вообще государство не в состоянии обеспечить национальную безопасность.

За прошедшие годы Москва не раз пыталась вовлечь Баку в сферу действия Договора коллективной безопасности в рамках СНГ, но все безуспешно. На фоне звезды НАТО все остальные на международном небосклоне кажутся Азербайджану лишь жалкой пародией на военно-стратегические союзы.

Впрочем, Москва все же сохранила свое военное присутствие на территории Азербайджана в лице Габалинской РЛС, которая, кстати, является одним из важнейших элементов системы противоракетной обороны самой России. И когда в Иране или в Ираке с какого-либо военного аэродрома поднимается самолет, данные о нем, траектории его движения немедленно передаются в центр. Не в Минобороны Азербайджана, а в МО России.

И можно не сомневаться, что о том же разведсамолете иранских ВВС, кружившем на днях в воздушном пространстве АР на протяжении ЧЕТЫРЕХ ЧАСОВ, в Москве узнали намного быстрее, чем в Баку.

Так почему бы не поставить этот объект на службу Азербайджану? Разговоры о будущем РЛС ведутся уже очень долго, правда, они больше фокусируются вокруг необходимости закрытия станции. Никак не примут форму конкретного соглашения и переговоры с российской стороной – стороны не могут прийти к общему знаменателю по вопросу срока аренды Россией РЛС.

Москва настаивает на долговременном сроке аренды, Баку – на краткосрочном. И опять-таки аргументы азербайджанской стороны больше строятся на том, что Габалинская РЛС больше нужна РФ, а Азербайджану – лишь как источник дополнительного дохода.

Впрочем, забудем о Габалинской РЛС, пусть остается в полном распоряжении России, у нас другая ориентация – прозападная. США обладают самой совершенной системой слежения за военными объектами планеты, “заселили” своими спутниками все околоземное космическое пространство и особенно любят подсматривать за государствами, угрожающими американским интересам. То, что Иран прочно сидит в этом списке, доказывать не надо.

Поэтому можно быть уверенным, что о самолете иранских ВВС, взявшем курс на Азербайджан, в Пентагоне узнали очень скоро. Мы объявили себя друзьями Америки и рассчитываем на ее поддержку. Мы полагаем, что для Вашингтона имеем не менее важное значение, чем то, какое, к примеру, имел Кувейт, когда подвергся агрессии со стороны Ирака. Однако вялое заявление госдепа США наводит на другие мысли.

Очевидно, что происходящее следует рассматривать в контексте российско-американского противостояния. По всей видимости, сценарий иранской агрессии на Азербайджан написан в Москве. Между Россией и Ираном существует немало противоречий, однако есть и объединяющий момент – борьба с США. Сейчас она развернулась вокруг Азербайджана. Нефтяные месторождения на Каспии прекрасный аргумент, чтобы продемонстрировать Вашингтону, кто здесь хозяин.

К тому же сама ситуация с неопределенностью статуса Каспия не позволяет однозначно воспринимать происходящее – раз нет статуса, значит, действуют эмоции. Вскоре и Москва подоспела с заявлением о том, что азербайджано-иранский инцидент на Каспии свидетельствует о необходимости выработки соглашения.

Пока его нет, не будет и порядка. Следовательно, говорит подтекстом Москва Баку, не надо возмущаться, лучше подумайте, как умерить пыл Тегерана. России нужен управляемый Азербайджан, и она, по всей видимости, приступила к реализации данного замысла.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год