Азербайджан – Иран: в мире бизнеса свои законы

Р.НАСИРОВ

Напряженность в отношениях между Азербайджаном и Ираном не могла не сказаться на экономических связях двух стран.

Возможно, это – парадокс, но, как мы уже сообщали, конфронтация дала толчок к активизации сотрудничества в области экономики – на днях в Баку прошло первое заседание азербайджанских представителей двусторонней межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Но это на государственном уровне.

Вместе с тем существуют еще неправительственные структуры, коммерческий сектор, политические партии. Например, Партия гражданского единства уже выступила с жестким заявлением, что “азеpбайджанский наpод должен пpодемонстpиpовать гpажданскую позицию и гоpдость и отказаться от иpанских товаpов”.

Однако мир бизнеса живет по своим законам и опрошенные представители совместных азербайджано-иранских и чисто иранских компаний, работающих в Азербайджане, заявили, что события последних дней на их работе никак не отразились и они продолжат работу в нашей стране.

Правда, были среди опрошенных и такие, чьи сотрудники отказались комментировать планы на будущее, объяснив это нежеланием вмешиваться в “большую политику”. Так поступил, например, директор Bank Milli Iran агаи Рза. Он сказал, что банк, имеющий филиалы в США, Великобритании, Арабских Эмиратах и Бахрейне, занимается исключительно финансовыми вопросами. Однако добавил, что банк не собирается сворачивать свою работу в Азербайджане.

По мнению агаи Рза, никаких политических осложнений между странами с одинаковой религией и истоками быть не может.

Стабильна ситуация и с иранской компанией First co, сотрудница которой сообщила, что никаких оснований для “ухода” из страны в компании не видят. Правда, и расширяться пока тоже не планируют.

Азербайджанское представительство компании занимается реализацией иранской бытовой техники: холодильников, кондиционеров, газовых печей и т.д. Очередная партия товара поступила в магазин First co, и людей смущает и шокирует не внешнеполитическая ситуация, а то, что в Иране производятся холодильники.

Свидетельством благосклонного отношения покупателей к иранской продукции являются частые оптовые закупки в First co сумгайытскими и бакинскими бизнесменами, подчеркнула сотрудница компании. Несколько удивило заявление ответственного работника SaipAzer Masin Kompani о том, что в Азербайджан приезжают только те инвесторы, которые могут работать в условиях коррупции. Причем это относится не только к иранским, но ко всем инвесторам. Как оказалось, в SaipAzer Masin Kompani не питают иллюзий относительно будущего компании.

Ее ответственный работник сказал, что, несмотря на клятвенные заверения иранской стороны премьер-министру Азербайджана Артуру Расизаде о завершении в апреле 2002 года строительства автомобильного завода в Астаре, “никакого завода там построено не будет, поскольку заверения эти не что иное, как очередная иранская авантюра”. По его мнению, Иран проводит нечистоплотную политику по отношению к Азербайджану и умышленно запугивает зарубежных инвесторов.

Более миролюбивой позиции придерживался сотрудник нефтяной компании OIES, задействованной в проектах разработки месторождений “Шахдениз” (10%) и “Лянкярандениз” (10%). Он заверил нас, что компания посредством оператора проектов – bp продолжит участие в них.

Однако ответить на вопрос, пожелало бы руководство OIES участвовать в разработке месторождений, находящихся в южном секторе азербайджанской территории Каспия, затруднился.

Итак, судя по ответам работников иранских компаний, они либо не восприняли серьезно происходящее между двумя странами – Азербайджаном и Ираном, либо их уверенность вытекает из принадлежности к государству, действующему сегодня с позиции силы. Последнее объясняет, почему, в отличие от своих иранских коллег, азербайджанские бизнесмены, сотрудничающие с предпринимателями ИРИ, не были столь оптимистичны.

Анализ большинства ответов дает основание полагать, что отечественные коммерсанты будут впредь более осторожны при переводе денег в иранские банки. А работники некоторых фирм, экспортирующих в эту страну продукцию, заявили, что будут теперь работать исключительно по принципу предоплаты. Что касается местных импортеров иранских товаров, то они подумывают о возможности продовольственной провокации со стороны Ирана.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год