Р.ОРУДЖЕВ
Вчера в пресс-клубе состоялась встреча журналистов с коллегами, вернувшимися на днях из поездки в Нагорный Карабах. 27 – 29 июля делегация СМИ Азербайджана находилась на оккупированных территориях в сопровождении тамошних милиционеров. Этот вояж стал возможным благодаря совместным усилиям Ереванского и Бакинского пресс-клубов.
Нашу делегацию возглавлял президент последнего – Ариф Алиев, с ним были корреспонденты и операторы бакинского корпункта STV и агентства “Туран” – всего 5 человек.
Одной из целей посещения наших оккупированных земель стала экспертная оценка того, что изменилось в НК за эти несколько лет. По ее итогам журналисты должны подготовить свой аналитический отчет, который будет представлен общественности уже в сентябре. Итак, достигнув 27 июля Еревана, уже вечером наши журналисты были в Ханкенди. В программу пребывания вошли посещение Лачина, Ханкенди, Шуши, а также встречи с “главой МИД” оккупационного режима Наирой Мелкумян и “президентом” Аркадием Гукасяном.
Кстати, с последним, рассказывает Ариф Алиев, им увидеться так и не пришлось – сопровождавшие их армянские журналисты объяснили это тем, что в этом случае по причине нехватки времени наша делегация должна будет отказаться от поездки в Шушу, но скорее всего, полагает Алиев, Гукасян сам постарался избегнуть этой встречи.
В целом, увиденное в НК не вселяет никаких положительных эмоций, признался А.Алиев. Первым на пути следования был Лачин, который армяне успели “переименовать” в “Кашатах”.
Город, уничтоженный в ходе войны на 90%, пребывает в том же состоянии, в каком находился на момент захвата армянами. Практически все здания, вернее их остатки, возвышаются над землей примерно по пояс человеку среднего роста, кругом руины.
Из “жителей” некогда оживленного райцентра были замечены лишь немногочисленные представители вооруженных сил Армении. Единственные прогрессивные изменения, увиденные нашими делегатами, – это новая автодорога между Горисом и Ханкенди, которая проложена в явном соответствии со всеми последними достижениями дорожного строительства, и приведенный в порядок Ханкенди, где успели подлатать все следы войны, оставив на память в качестве наглядного экспоната лишь два сильно пострадавших здания.
На выезде из Лачина журналисты повстречали два крупнотоннажных рефрижератора с иранскими номерами – южный сосед не дает умереть с голоду захватчикам азербайджанских земель. Взору журналистов были представлены кадры, снятые на месте, в НК. Невооруженным глазом видно, что если бы не благодатный горный климат, позволяющий цвести природе Карабаха, невзирая ни на что, общая картина могла бы выглядеть куда более непривлекательной. На встрече с Наирой Мелкумян армяне много говорили о различных вариантах возможного мира.
Их очень интересовало, насколько действительно сильны в азербайджанском обществе воинственные настроения, как о том сообщает пресса. Во время этого прямого общения с представителями оккупационного режима в Карабахе, говорит А.Алиев, ему стало определенно очевидно, что армяне Карабаха более всего заинтересованы в избежании самой вероятности еще одной войны с нами. Несмотря на неоднократные просьбы бакинских журналистов, их армянские коллеги отказались устроить им посещение Агдама, выдумывая для этого всевозможные отговорки.
А.Алиев объясняет это определенными установками, которые получили организаторы поездки от спецслужб Армении, которые, возможно, заподозрили бакинцев в разведдеятельности. Кстати, как ни странно, но никаких проявлений агрессии к приезжим со стороны армян Карабаха ни разу замечено не было. “Мы встречали националистически настроенных армян, – говорит А.Алиев, – но откровенно враждебного отношения к нам никто не показал”.
В Шуше тоже практически ничего не изменилось со времен войны, за исключением разве того, что город теперь обеспечивается электроэнергией посредством новой мини-электростанции, и в планах есть восстановление самой крупной городской мечети.
На этом историческом здании нынче висит табличка на армянском. Только вот непонятно, кому нужна мечеть в “НКР”? Нашим делегатам рассказывали, что сейчас население Шуши составляет 2 тысячи человек, среди которых 30 еврейских семей (против 15 тысяч лет 10 назад).
Хотя, судя по наблюдениям, жителей гораздо меньше. Прохожих на улицах нет вообще. В многоэтажках живут по 2-3 семьи в среднем, иногда – по одной. Запустение и отсутствие мало-мальского ремонта улиц и зданий. Старейшая албанская церковь Шуши приспособлена под один из крупнейших армянских храмов, говорят, сюда на воскресную службу наведываются даже из Еревана.
Ситуация с информационным обеспечением на территории НК даже хуже, чем в остальных азербайджанских провинциях. Из телеканалов устойчиво принимаются лишь АрмТВ-1 и местная студия, которая вещает всего 1,5 часа в сутки. С большим трудом можно наладить дома прием АзТВ-1 (хотя в приграничных с Арменией областях Азербайджана их первый канал также смотрится без проблем). В “НКР” выходит всего 5 газет, и все на средства “государства”.
Точки зрения на все события в мире излагаются исключительно с официальных позиций. Несколько лет назад начала выходить газета директора пресс-клуба Ханкенди Баграма Агаджаняна, однако вскоре он оказался в заключении по обвинению в “проазербайджанстве”. Ему удалось избежать судилища и выйти на свободу, но газета с тех пор не выходит…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год