Fondel ускорит инвестиционную программу по “Азералюминию”

Н.ГУЛИЕВА

Сегодня исполняется 4 месяца со дня подписания между бывшим Мингосимущества Азербайджана и голландской компанией Fondel Metal Participations B.V. договора о передаче в управление компании АО “Азербайджан алюминиум” (“Азералюминий”).

За прошедший период информация о деятельности Fondel и АО просачивалась в СМИ довольно скупо. Однако в последнее время участились разговоры о том, что якобы при более детальном знакомстве с предприятием голландцы сочли проект нерентабельным, решили не рисковать далее и хотят отказаться от “Азералюминия”. Тем более, что до сих серьезных работ на АО не производилось…

Как оказалось, представители Fondel действительно внесли некоторые изменения в запланированную инвестиционную программу по АО, но в несколько ином направлении. Об этом впервые было рассказано “Эхо”.

Итак, по словам Лео Вестермаера, за прошедшие 4 месяца компания зарегистрировала официального оператора в Азербайджане – фирму Fonsk, которая через 10 дней вступит в права по управлению АО.

Отметим, что АООТ “Азералюминий” было созданно на базе практически бездействовавших на протяжении последних 10 лет ПО “Сумгайыталванметал”, Зейликского алунитного промыслового управления, и ПО “Гянджинский глинозем”. Техническим консультантом Fondel по данному проекту выступает Всероссийский алюминево-магниумный институт (ВАМИ), который 40 лет назад и проектировал “Сумгайыталванметал”.

Но вернемся к проблемам Гянджинского комбината. Его производственная мощность сегодня составляет 300 тыс. тонн глинозема в год. По словам специалистов ВАМИ, заводское оборудование не позволяет производить продукцию, качество которой соответствовало бы мировым стандартам.

К тому же цена глинозема на мировом рынке достигает $140 за 1 тонну, а 1 тонна продукции гянджинского завода обходится в $214. В связи с этим совет директоров Fondel принял решение ввести техническую модернизацию Гянджинского комбината.

“Сегодня мы сырье ввозим из дального зарубежья – Гвинеи, Индии, поэтому и продукция обходится дорого. Наша задача – использовать местное сырье, которое можно производить на Зейликском комбинате. Но для этого нужна новая технология производства и нужно полностью восстанавливать комбинат”, – говорит Л.Вестермаер.

Производство глинозема в следующем году будет доведено до 350 тыс. тонн в год, в 2002-м – с использованием алунита собственного производства – возрастет до 450 тыс. тонн в год.

По словам экспертов ВАМИ, реконструкция алунитного карьера, помимо всего прочего, обеспечит рабочими местами более 500 азербайджанцев. На гянджинском же заводе в настоящее время работают 3 тыс. человек.

Что касается сумгайытского завода, в настоящее время там имеется 4 производственных корпуса. По утвержденной трехлетней инвестиционной программе было запланировано запустить в первый год только третий и четвертые цеха и достичь мощности производства до 29,5 тыс. тонн в год.

Всего за 3 года было запланировано увеличить производство до 90 тыс. тонн продукции в год, затратив на это $202 млн. инвестиций.

“Но так как мы имеем свой источник сырья, советом директоров компании было принято решение опередить инвестиционную программу. Мы собираемся начать строительство и второй очереди предприятия, в объеме дополнительно 50 тыс. тонн алюминия в год. То есть, трехлетнюю программу мы выполним за два года”, – сообщил Л.Вестермаер. Тем более, что сегодня экспортировать глинозем для Азербайджана не выгодно. Другое дело алюминий, ежегодный дефицит которого в мире составляет до 30% от потребления.

По словам главы представительства в Азербайджане, в данный момент компания заключает контракты по заказу оборудования за рубежом, срок поставки которых может продлиться до 6 месяцев.

Первый и второй корпуса сумгайытского завода будут полностью сменены, а третий и четвертый – предполагается восстановить по старой технологии. Оборудование начнет поступать начиная с первой декады августа текущего года. Уже определена строительная компания, и ее название будет оглашено после утверждения фирмы советом директоров.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год