М.Багиров
Тема азербайджано-иранских отношений продолжает оставаться в центре внимания. Попытка официального Баку уладить конфликт миром эффекта не возымела, иранская сторона продолжает накалять обстановку, чему свидетельством – очередной факт нарушения воздушного пространства Азербайджана.
Между тем Посольство Ирана в Баку пытается оправдать агрессивные акции на Каспии. Пресс-секретарь посольства Иззатулла Джалали, как сообщает “Туран”, комментируя инциденты последних дней, заявил, не видит никаких фактов нарушения границ, поскольку “границы пока не определены”.
В контексте азербайджано-иранского противостояния поползли слухи о том, что Тегеран намерен делать ставку на находящегося в Иране Махира Джавадова, которому в Азербайджане инкриминируется целый букет обвинений, в том числе измена Родине. В интервью “Эхо” М.Джавадов высказал собственную точку зрения на происходящее:
– Это не противостояние Ирана с Азербайджаном и азербайджанским народом, а противостояние с режимом Гейдара Алиева. Если бы внутренняя и внешняя политика Азербайджана соответствовала национальным и государственным интересам страны, она не сталкивалась с интересами Ирана. Мы исходим из принципа региональной безопасности. Ни одно государство региона не должно быть ареной действия враждебных для соседей сил. Если бы Гейдар Алиев и его окружение исходили бы из этого принципа, никакого противостояния бы не было.
– Какие враждебные для Ирана силы вы имеете в виду?
– США, Израиль и другие.
– Значит, вы считаете, что агрессивные действия Ирана против Азербайджана закономерны?
– Я хочу сказать, что причину надо искать в антинародной, антигосударственной политике, которую проводит Гейдар Алиев. В Иране нет внешних сил, которые угрожают Азербайджану, а в Азербайджане такие силы есть – это США, Израиль и так далее. Ирану и России невыгодна такая ситуация в регионе. Это выгодно только США. Эта страна хочет замкнуть противостояние с Россией и Ираном на территории Азербайджана и тем самым обезопасить себя. Вот как я оцениваю эти события.
Кроме того, отношения осложняет бессмысленная идея единого Азербайджана. Политические реалии сегодня таковы, что никто в мире не признает де-юре изменения границ.
– Как вы думаете, Иран может пойти на более жесткие шаги в отношении Азербайджана?
– Гейдар Алиев думает, что сможет обмануть правящие круги, которые недавно пришли к власти в России и в Иране, и предлагает им тактическое сотрудничество, подписывая какие-то торговые соглашения. Но вопрос в том, что Иран и Россию интересует только стратегическое сотрудничество с Азербайджаном. Проблема в том, что Г.Алиев зашел так далеко, что уже не может вернуться. Те свободы, которые предоставлены журналистам и так называемой оппозиции в Азербайджане, даны Гейдаром Алиевым в своих личных интересах. В Иране иная ситуация.
– То есть вы хотите сказать, что в Иране царит демократия?
– Основной принцип демократии – это писаные законы. Если в Азербайджане правит один человек, то в Иране правят суровые законы. Возможно, в Иране есть законы, которые, с вашей точки зрения, недемократичны. Однако их принял и утвердил парламент, избранный народом. Вот в чем разница.
– Находясь в Иране, вы ощущаете антиазербайджанскую атмосферу?
– Иран – это государство, где большая часть избирателей – азербайджанцы, и во главе этого государства стоят азербайджанцы. Они заинтересованы в том, чтобы иметь хорошие отношения с Азербайджаном, но, конечно, не с Гейдаром Алиевым, поскольку этот человек создает ситуацию, которая чревата хаосом в регионе, когда азербайджанцы могут начать друг с другом воевать.
– Есть мнение, что Иран намерен использовать вас в своих интересах…
– Когда я сюда приехал, то увидел, что аргументы здешних политиков ничем не отличаются от аргументов их европейских коллег. То есть в Иране тоже хотят жить согласно нормам международного права. Конечно, когда мы здесь заявили о том, что выступаем за региональную безопасность и что наша линия фронта – не только наше государство, но весь регион, то наши заявления наверняка понравились руководителям Иранского государства. Однако я не думаю, что инциденты на Каспии имеют целью обеспечить наш приход к власти в Азербайджане. Вопрос в том, что никто за народ Азербайджана его проблемы не решит. В Конституции США говорится, что если нарушаются конституционные права народа, то он имеет право на вооруженное выступление. Почему азербайджанский народ должен быть лишен этого права?
– Но вернемся к агрессивным действиям Ирана. По-вашему, они стыкуются с нормами международного права?
– Все юристы всех времен и народов обычно это приписывают Цицерону, говорят о том, что формальное исполнение закона – это крайняя несправедливость. Если подойти к проблеме формально – да, это не отвечает нормам международного права. Но надо смотреть на ситуацию шире, и в частности с точки зрения того, кому это было выгодно. Я думаю, что это было выгодно Гейдару Алиеву, который хотел отвлечь общественное внимание от внутренних проблем Азербайджана. Это была спланированная провокация. Обратите внимание, что уже больше недели в Азербайджане никто не говорит об оккупированных территориях, беженцах, пытках в тюрьмах и так далее.
– Вы чего-то ждете от предстоящего визита президента Азербайджана в Иран? Верите ли вы в то, что сторонам удастся договориться?
– Не верю, потому что проблема в Гейдаре Алиеве и его прошлом. Никто ему не поверит и не будет с ним договариваться. Потому что он многих обманул. Я анализировал его действия и пришел к выводу, что он всегда исходил из своих личных, корыстных интересов.
Я разговаривал здесь со многими политиками, и они признавались, что Иран и Россия совершили ошибку, когда поддержали приход к власти Гейдара Алиева, рассчитывая на то, что он будет с ними сотрудничать. Надо было сначала проанализировать механизм его мышления или его прошлое, которое было на виду. Теперь и на Западе его считают самым крупным коррупционером.
– Лидер азербайджанского национально-освободительного движения Махмудали Чехрагани осуждает действия Ирана. Как вы думаете, может ли возмущение азербайджанцев изменить позицию иранских властей?
– (Смеется) Я думаю, что его раздули и придумали Гейдар Алиев и его окружение, чтобы отвлечь внимание от внутренних проблем Азербайджана. Он не является оппонентом иранских властей и не представляет для них никакой угрозы. В силовых структурах Ирана сидят азербайджанцы и они никому не позволят свергнуть режим. Если такое государство, как США, не справилось с Ираном, то Чехрагани и Гейдар Алиев тем более не справится.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год