Ближний Восток: ситуация становится неконтролируемой

НУРАНИ

С Ближнего Востока продолжают поступать драматические сообщения. Очередной взрыв насилия пришелся на воскресенье, день, когда все приверженцы иудаизма отмечают “плач по Иерусалимскому храму”, разрушенному римлямами. Сегодня от этого сооружения осталась лишь одна стена, известная во всем мире как Стена плача.

Накануне немногочисленная ультраправая израильская группировка “Верноподданные Храмовой горы” заявила о намерении заложить символический камень в фундамент новой синагоги, которую предполагается возвести едва ли не на месте прежнего храма, где теперь расположена третья по значению мусульманская святыня – мечеть Аль-Акса, на территории которой находится камень, с которого вознесся к небесам пророк Мухаммед. Обстановка начала накаляться еще накануне.

Ультраправые обещали заложить символический камень едва ли не на территории самой мечети. Арабские лидеры призывали своих сторонников выйти на улицу и кровью защитить Аль-Акса.

Со своей стороны израильские власти тоже приняли меры безопасности. Причем дело не ограничилось стягиванием к Храмовой горе, которая уже не в первый раз становится очагом столкновений, дополнительных отрядов полиции. “Верноподданных Храмовой горы”, которые намеревались заложить “символический камень”, израильская полиция решительно оттеснила.

Церемония в результате прошла на расположенной рядом со Стеной плача автостоянке и завершилась без особых эксцессов, вскоре был увезен обратно и сам камень весом в четыре с половиной тонны. И тут события приняли неожиданный оборот. Очевидно, в арабской среде уже был готов сценарий “ответного удара”, который и был введен в действие, несмотря даже на то, что проведенная церемония никак не затронула ни Храмовую гору, ни тем более мечеть Аль-Акса. Как и во время прежних вспышек насилия, неожиданно с Храмовой горы полетели камни в молящихся у Стены плача израильтян.

Люди пытались прикрыться стульями и столиками расположенных рядом кафе. В дело вмешалась израильская полиция, и ее бойцы, преследуя уличных “камнеметателей”, вошли на территорию Храмовой горы, что палестинцы восприняли, как святотатство. Иерусалим – это, как известно, город трех религий, однако назвать это соседство мирным сегодня не возьмется никто. В арабской среде не хотят слышать ни про первый, ни про второй Иерусалимский храм, а любое упоминание о третьем воспринимают как прямое посягательство на Аль-Акса.

Еще накануне столкновений многие высокопоставленные представители Палестинской автономии заявляли, что проводить подобную церемонию в арабском квартале – это только подливать масла в огонь, который и так уже горит более десяти месяцев, с тех самых пор, как 28 сентября прошлого года Ариэль Шарон поднялся на Храмовую гору и положил тем самым начало второй палестинской интифаде.

Масштабы же политического ответа явно превосходят спонтанную реакцию на беспорядки. В арабском мире вновь заговорили о бойкоте Израиля. В тот день, когда в Иерусалиме вспыхнули очередные столкновения, в Дамаске собрались арабские эксперты по торгово-экономическим санкциям в отношении Израиля из 13 стран – членов Лиги арабских государств: Алжира, Ирака, Йемена, Кувейта, Ливана, Ливии, Объединенных Арабских Эмиратов, Палестины, Саудовской Аравии, Сирии, Сомали, Судана, Туниса (всего в эту организацию входят 22 страны).

По информации РИА “Новости”, на конференции было объявлено, что Израиль за последние 20 лет в результате бойкота, объявленного ему арабскими странами еще со времен первой арабо-израильской войны 1948 года, недополучил около 50 миллиардов долларов.

Как подчеркивает РИАН, подобные встречи, организуемые в рамках бюро ЛАГ по бойкоту Израиля, не проводились с 1993 года, когда были заключены израильско-палестинские соглашения о мирном урегулировании. Более того, как подчеркивает агентство, за минувшие восемь лет “разрядки” состоялись крупные форумы в Касабланке, Аммане и Каире по экономическому развитию Ближнего Востока и Северной Африки, на которых израильская делегация присутствовала наряду с арабскими, в треугольнике “Израиль – Египет – Иордания” стали циркулировать туристические круизы. Однако теперь ситуация изменилась.

После саммита ЛАГ в Аммане, участники которого высказались за “усиление бойкота Израиля”, было принято решение реанимировать деятельность бюро по бойкоту со штаб-квартирой в Дамаске. Арабские лидеры вознамерились тогда “надавить” на правительство Ариеля Шарона, ответственное, по их мнению, за блокирование развязки палестинской проблемы. Как отмечается в рекомендациях экспертной группы, принятых на дамасском совещании, “наиболее эффективным средством бойкота Израиля является полное недопущение доступа производимых им товаров на арабские рынки, в том числе под торговыми марками европейских и азиатских государств”.

После отмены бойкота Израиля на рынки арабских стран хлынул поток продукции, произведенной в Израиле, и местные производители из-за сильнейшего “технологического разрыва” конкуренции с израильским экспортом в ряде случаев не выдерживают.

Что уже само по себе подразумевает наличие политической и экономической заинтересованности в возобновлении бойкота. Плюс ко всему на том же Кипре делались солидные барыши на “стирке”, то есть перемаркировке израильской продукции, так что определенная заинтересованность есть и тут.

Таким образом, по всей видимости, на Ближнем Востоке дает о себе знать заинтересованность в продолжении конфронтации.

За короткий период продолжения мирного процесса в регионе не сформировалось влиятельной прослойки, чьи интересы были бы связаны с продолжением мирного процесса, но при этом мирный диалог все острее входил в противоречие с интересами и бизнесменов, чьи доходы оказывались под угрозой из-за снятия бойкота с израильской продукции, и политиков, сделавших себе имя на призывах к “священной войне” и т.д. А это значит, что относиться к нынешнему росту напряженности как к “эксцессу” или “временным трудностям” не следует.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год