НУРАНИ, М.БАГИРОВ, Х.ИСМАЙЛОВА
Похоже, после инцидента с азербайджанским гражданским судном “Геофизик-3” руководство Ирана решило продолжить игру на обострение. 29 июля, по сообщению ANS, принадлежащий ВВС Ирана разведывательный самолет в течение 4 часов находился в воздушном пространстве Азербайджана.
Не исключено, что летевший на высоте 300 метров самолет-разведчик вел аэрофотосъемку. Службы контроля за воздушным пространством Азербайджана отслеживали полет иранского разведывательного самолета с 13.00 до 17.00, когда “непрошеный гость” совершил посадку на военно-воздушной базе близ иранского города Решт.
Но не более, никаких приказов пресечь полет отдано не было. Самолет пролетел сначала с юга на север над азербайджанским сектором Каспия, затем направился в сторону Баку, примерно в 160 километрах от азербайджанской столицы развернулся и полетел обратно.
При этом никаких комментариев “заинтересованные ведомства” не дали. В пресс-службе МНБ заявили, что охрана воздушных рубежей – это дело армии, а не Министерства национальной безопасности, что, однако, не означает, что МНБ об этом событии не известно.
В пресс-службе же Минобороны никакой подлежащей разглашению информацией об этом инциденте не обладали. Тревожных признаков нарастания напряженности слишком много, чтобы на них можно было не обращать внимания. Например, по информации ANS, члены семьи посла ИРИ в Азербайджане Газаи покинули территорию нашей страны.
Еще более тревожный факт – неожиданное заявление секретаря законодательного совета Ирана Мохсена Резае. Бывший командующий корпусом стражей исламской революции (“Сепах”) Резаи в интервью ряду иранских газет высказался в том смысле, что Азербайджан был одной из провинций Ирана и захвачен Россией 150 лет назад (имеется в виду Туркменчайский договор 1828 года).
“Сейчас наш любимый азербайджанский народ освободился от коммунистического режима, и азербайджанскому руководству следует вести себя таким образом, чтобы иранский народ не оказался перед необходимостью воссоедить Азербайджан с его исторической родиной (Ираном. – Ред.)”, – сказал Резаи.
Расценить заявление Резае иначе, как территориальные претензии в адрес Азербайджана, трудно. Как это может подействовать на ситуацию в регионе, не трудно себе представить. Хотя не исключено, что высказывания Резаи в большей степени связаны с внутриполитической ситуацией в Иране. Как показывают результаты недавних президентских выборов в этой стране, на которых с большим отрывом победил лидер “реформаторов” – президент ИРИ Мохаммед Хатами, “муллократы” катастрофически теряют популярность.
И хотя сегодня им еще удается сохранять под своим контролем многие рычаги власти в ИРИ, лидеры “муллократов” не могут не понимать, что их влияние в обществе уменьшается. В такой ситуации резкое обострение отношений Ирана с Западом может показаться клерикалам надежным способом переломить ситуацию. И становится неизбежным очередной взлет антизападных настроений и риторики об “угрозе национальным интересам”, “агрессивном американском империализме” и т.д. В результате политика “реформаторов”, ориентированная на успокоение отношений с Западом, оказывается скомпрометированной.
Это подтвердил и сам Резаи. По его словам, новая война подстегнула бы фундаментальные изменения в Иране. Причем бывший командующий “Сепах” уверен в положительном для Ирана исходе. “Мы не сторонники войны в любых условиях, но на тот случай, если нам придется взять оружие в руки, молодежь Ирана больше настроена на победу, чем когда бы то ни было”. Резаи считает, что Иран не должен довольствоваться простым извинением Азербайджана.
И эти слова представителя иранских консерваторов, по всей видимости, – ответ на относительно мягкое заявление министра иностранных дел Ирана Камаля Харрази. Таким образом глава МИД ИРИ отреагировал на заявление Гейдара Алиева, в котором президент Азербайджана призвал решать все вопросы на Каспии мирным путем. Как сообщает пресс-служба посольства ИРИ в Азербайджане, глава иранского МИД, высоко оценив заявление президента Азербайджана, напомнил, что Иран всегда придавал большое значение связям с соседними странами, в том числе и Азербайджаном: “Следует приложить силы, чтобы Каспий был морем мира и дружбы”.
Однако на этом “миролюбивая” часть заявления Харрази закончилась. И глава иранского МИД, уточнив, что ИРИ и далее намерена всерьез защищать свои интересы на Каспии, заявил: “Прикаспийские страны до определения правового статуса моря, принимая во внимание соображения других прибрежных стран, должны воздерживаться от действий, которые могут привести к разногласиям”. Подчеркнув большую важность договоров 1921 и 1940 годов, которые, по словам иранского министра, признают все стороны, Харрази подчеркнул важность сотрудничества в выработке такого статуса, который бы удовлетворил всех.
Кроме того, он подчеркнул, что готов к переговорам с представителями официального Баку, после чего заявил: “Внимание к нотам МИД Ирана в вопросе использования нефтяных богатств Каспия стало бы достойным подспорьем в будущих переговорах Ирана и Азербайджана”.
О необходимости отстаивать интересы Ирана говорили и четверо иранских политологов – член парламента Элахе Кулае, профессор Мохаммед Реза Зияе-Бигдели, исследователь по Каспию Пируз Муджтехидзаде и эксперт МИД Ирана Алирза Бигдели на пресс-конференции 29 июля в Тегеране. Бывший посол ИРИ в Азербайджане Алирза Бигдели сказал, что Азербайджан стал причиной недовольства почти всех стран региона, ссылаясь при этом на ноты Казахстана (?), России (?) и Туркменистана.
По его словам, четверка обвинила азербайджанские власти в срыве переговоров по Каспию. Г-жа Кулае же заострила внимание на том, что Азербайджан хочет достичь своих целей любыми путями: “Немудрая политика Азербайджана может привести к кризису в регионе, который обернется не только против прибрежных стран, сколько самого самого Азербайджана”.
По мнению Пируза Муджтехидзаде, положение на Каспии очень напоминает ситуацию в Персидском заливе в начале 70-х. По его мнению, Азербайджан хочет найти повод для того, чтобы спровоцировать ввод ввойск НАТО и США в Каспийский регион. Тогда, по словам Муджтехидзаде, Кувейт протестовал против работ иранских нефтяных компаний в Персидском заливе, и Ирану пришлось приостановить свою деятельность. “Кто просил США комментировать события на Каспии?”, – спрашивает недовольный иранский эксперт, который уверен, что США пытаются оказывать влияние на процессы в регионе.
Судя по тому, как разворачиваются события, Каспий, так же как и Персидский залив, становится одним из тех регионов, где интересы США и Ирана сталкиваются непосредственно. Более того, с момента прихода к власти в США новой республиканской администрации во главе с Джорджем Бушем вовлеченность Вашингтона в каспийские политические и экономические процессы возросла. Укреплению позиций Вашингтона в Прикаспии американский истэблишмент уделяет серьезное внимание.
А это значит, что Азербайджан, точнее интересы Запада в азербайджанском секторе Каспия могли быть выбраны в качестве очередной мишени. Сферой своих национальных интересов объявила Каспий и Россия. Правда, несмотря на это, Москва отреагировала позже других прикаспийских государств, и ее реакция оказалась более чем мягкой.
Официальный представитель МИД России Александр Яковенко уклонился от оценки действий иранской стороны на Каспии. Он лишь выразил сожаление по поводу “инцидента, произошедшего недавно в южной части Каспийского моря между дружественными России государствами – Азербайджаном и Ираном”. А.Яковенко заявил, что Каспий должен стать регионом мира и стабильности, взаимного доверия и равноправного сотрудничества.
“Мы исходим из того, – отметил представитель МИД России, отвечая на вопрос “Эхо”, – что, решая спорные вопросы, стороны будут действовать в духе добрососедства через прямой диалог, проявляя мудрость и сдержанность”. Кроме того, А.Яковенко отметил необходимость ускорения процесса выработки нового правового статуса Каспийского моря, урегулирования на этой основе вопросов недропользования на Каспии.
Однако ситуация развивается таким образом, что называть Каспий “регионом мира” сейчас трудно. В своих заявлениях и действиях иранская сторона зашла слишком далеко – нарушения военными ИРИ государственной границы Азербайджана стали повседневным делом, так же как и “выдержанная реакция” наших пограничников, предпочитающих внимательно наблюдать за действиями иранцев со стороны. Похоже, что Иран тормозить пока не собирается, а Азербайджан в этой ситуации рассчитывать на собственные силы вряд ли может.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год