Грузия и Азербайджан не договорились насчет Шахдениз

Грузинские и азербайджанские эксперты не договорились по условиям проекта экспорта газа с месторождения “Шахдениз” по трубопроводу Баку – Тбилиси – Эрзерум. Это и стало основной причиной переноса визита 27 июля в Баку президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе. Об этом агентству “Тренд” стало известно из американских дипломатических источников в Баку. Источник, пожелавший остаться неизвестным, сообщил, что после договоренностей азербайджанских и грузинских специалистов в начале июля в Цюрихе стороны решили окончательно доработать их к скорому визиту Э.Шеварднадзе в АР. Но несмотря на то, что специалисты Грузии под руководством президента международной нефтяной корпорации этой страны Г.Чантурия работали в Баку вплоть до 26 июля, окончательной договоренности не было достигнуто. Так, в целом есть согласие по обеспечению безопасности газопровода, вопросам на право землепользования в этом коридоре, а также природоохранных и технических стандартов. Но один из основных вопросов – размер тарифов грузинской стороны за транзит газа – остался открытым. Таким образом, переговоры вновь застопорились.

Свою озабоченность этой ситуацией на встрече с президентом Азербайджана Г.Алиевым уже выразила американская сторона, в частности в лице советника госсекретаря США по энергетическим вопросам Каспийского региона Стивена Манна. Он специально находился 26 – 28 июля в Баку для участия в церемонии подписания документов по данному проекту.

Напомним, что подобная ситуация (несогласие Грузии с размерами тарифов) уже имела место в марте 2000 года в преддверии церемонии подписания в Тбилиси пакета соглашений по проекту строительства нефтепровода Баку – Джейхан. Тогда Гейдар Алиев принял решение о передаче Грузии азербайджанской прибыли за транзит нефти по нефтепроводу.

Г.Алиев заявил, что после подписания в Стамбуле соглашения об Основном экспортном трубопроводе (ОЭТ) Баку – Джейхан грузинская сторона выдвинула ряд условий.

Три из них, касающиеся экологии, обеспечения безопасности ОЭТ и отведения земель под территории, где пройдет этот нефтепровод, были обратно взяты грузинской стороной, которая “согласилась с предложениями Турции, Азербайджана”. Но вопрос о повышении тарифов за прокачку через свою территорию углеводородного сырья Грузия поднимала постоянно.

“Мы предложили им часть своих тарифов. Но и это их не устроило. Ситуация такова, что необходимо было найти пути выхода, – сказал глава азербайджанского государства. – И поэтому, учитывая их неоднократные обращения и… многочисленные просьбы ко мне, я взвесил, подумал и принял решение о том, что Азербайджан передаст свои тарифы Грузии”

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год