Азербайджанских музыкальных исполнителей лишили фонограмм

А.ГАДЖИЕВА

Похоже, у местных исполнителей одной проблемой стало больше. Они ныне озабочены невозможностью более петь во дворце “Республика” под фонограмму.

Нынешние певцы зачастую становятся звездами не благодаря демонстрации своих недюжинных вокальных способностей, а перемыванием косточек и обливанием друг друга грязью. А пение остается приложением к подобному “звездному” образу жизни, который диктует приложения самых малых усилий для пения и немалых усилий для поддержки своего “звездного авторитета”.

Последнее поддерживается лишь перечислением своих регалий, показом хорошего расположения к ним вышестоящих инстанций и в последнюю очередь – хвастовством своим умением петь живьем. На самом же деле это “умение” – лишь видимое. Была бы возможность поприсутствовать во время записи на студии песен, которые впоследствии становятся хитами, можно было бы убедиться в том, что эти свои несложные песенки певцы записывают по много дней и недель.

Записывают и платят за это один раз, для того, чтобы потом выкачать гонорары в стократ большем размере за эти хиты, исполняя их в сборных и сольных концертах под фонограмму. Говорят, что на одном из сольных концертов одного из звезд азербайджанской эстрады в конце прошлого года в качестве зрителя присутствовал министр культуры Полад Бюль-Бюльоглу.

На вопиющий факт обмана зрителей неживым исполнением министр обратил внимание не впервые. Но впервые резко раскритиковал исполнителя, а заодно и всех остальных, за имитацию работы живьем. Возмущенный министр культуры через несколько дней после этого концерта на одной из вечеринок уведомил всех исполнителей о том, что намерен положить конец подобному зарабатыванию легкого хлеба.

Начальник главного управления искусств Министерства культуры Азербайджана, заслуженный деятель искусств Алигисмят Лалаев, комментируя “Эхо” этот факт, отметил, что Минкультуры периодически предупреждал исполнителей о том, что использование фонограммы на мероприятиях в центральном концертном салоне – во дворце “Республика” – явилось причиной возмущения массы зрителей. Увеличение и усиление голоса певцов, записанного на диски или аудиокассеты, при помощи различных технических средств, рождает сомнение зрителей в том, на самом ли деле исполнитель обладает такими сильными вокальными данными, как это звучит на дисках, или нет.

Нередко имеет место факт, когда на подобных концертах звукорежиссеры путают диски исполнителей и в момент выхода на сцену одного певца звучит фонограмма другого. В некоторых случаях певцы не знают текста своих песен наизусть, что создает некоторые проблемы, видимые невооруженным глазом.

Эти факты оправдывают возмущение публики по поводу использования фонограммы певцами на концертах. В результате все претензии предъявляются Минкультуры. Учитывая все это, в центральном концертном салоне дворца “Республика” с 10 января 2001 года запрещается использование фонограммы местными и гастролирующими исполнителями вне зависимости их профессиональной подготовки. Этот пункт должен учитываться во время заключения контрактов с местными и приезжими исполнителями.

Организаторы мероприятий, проводимых во дворце “Республика”, должны следовать вышеназванным условиям приказа. Уступка может быть лишь в том случае, когда исполнитель, местный или приезжий, не имеет возможности выступать со своими музыкантами. В этом случае возможно использование только лишь “минусовки” – фонограммной записи музыки песни без наложения голоса исполнителя. Лалаев подтвердил, что певцы, не умеющие или откзывающиеся петь вживую, на концерты во дворец “Республика” допускаться не будут.

Первый концерт, состоявшийся во дворце “Республика” после вынесения Министерством культуры этого указа, был благотворительный вечер в пользу инвалидов. В афишах были указаны имена всех звезд азербайджанской эстрады. Но выступила только часть их. Некоторые изначально отказались от участия, а некоторые в надежде уговорить руководство дворца и использовать фонограмму, на концерт все-таки явились.

Но, получив отказ, отправились восвояси. Правда, Иззят Багиров, например, вернулся и сделал попытку спеть одну свою песню живьем. Насколько она удалась – судить зрителям. Питаем смутные надежды на то, что после этого проблемы лишнего веса, длинного носа, внешнего вида, разводов, свадеб у исполнителей отойдут на второй план, освободив место проблеме вокальной грамотности и образования.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год