Бакинская жара оказывает разрушающее влияние на оппозицию?

И.Рзаев

Лето в разгаре. Бакинская жара, похоже, оказывает разрушающее влияние на оппозиционные партии. Вслед за “Мусават” и “Вахдат” жаркий ветер конфликта задул и на просторах Либеральной партии Азербайджана (ЛПА).

Как сообщило вчера “Эхо”, зампред ЛПА Рашад Рзакулиев покинул ряды партии. Его уход можно назвать образцом политкорректности, но, учитывая вес и влияние Р.Рзакулиева в партии (экс-зампред отмечает в своем заявлении, что у него остаются “добрые чувства к подавляющему большинству членов политсовета”), не исключено, что за этой отставкой последуют и другие.

В своем заявлении от 26 июля Рзакулиев отказался комментировать причины ухода из партии. Не изменил он своего решения и днем позже. Отвечая на вопрос “Эхо” экс-зампред заявил только, что с большим уважением относится к председателю ЛПА Лале Шовкет. Вместе с тем свой уход он назвал “симптоматичным”.

Однако о другом зампреде партии Авазе Темирхане и его сторонниках в ЛПА, как причине своего ухода, Рзакулиев предпочитает не говорить. Отмалчивается он и об авторитарных тенденциях в этой партии. Поэтому за комментарием “Эхо” обратилось к самому “виновнику торжества” – председателю исполкома (ИК) ЛПА Авазу Темирхану.

“У меня нет проблемы Рашада Рзакулиева”, – сразу же заявил Темирхан. – Уход – это его (Р.Рзагулиева. – Ред.) личное дело”. ЛПА самая сплоченная партия в Азербайджане”. А.Темирхан отверг предположения об авторитарной атмосфере в ЛПА и …начал восхвалять председателя партии.

Не “высказываться благожелательно”, не “отмечать сильные стороны” Лалы Шовкет, а именно восхвалять. “Лидер ЛПА не такой, как другие”, – говорит Темирхан. Глубокая индивидуальность Шовкет заключается в постоянстве: дав слово, она всегда ему следует.

Кроме того, председатель ЛПА часто совершает неординарные и нестандартные поступки. Например, она, будучи госсекретарем, отказалась от поста спикера Милли меджлиса, предлагаемого тогда Гейдаром Алиевым. Нестандартные шаги Лалы Шовкет продолжаются и по сей день. “Кто сегодня, кроме нее, хорошо отзывается о своих конкурентах – других кандидатах в президенты?”, – задается вопросом партфункционер ЛПА. Кроме того, г-н Темирхан поет дифирамбы “искренности и прозорливости” своему кумиру.

Уход Р.Рзакулиева показал, что проблемы в ЛПА есть, а А.Темирхан своим заявлением со всей отчетливостью эту проблему высветил. То отношение, которое демонстрирует к лидеру А.Темирхан, – не демократическое “подчинение из убеждения”. Безудержное восхваление лидера, демонстрируемое А.Темирханом, – признак, как представляется, именно авторитарных отношений в партии. Отметим, что подобные заявления симптоматичны еще и тем, что их делает ВТОРОЕ лицо ЛПА.

Предмет гордости лидера ЛПА Лалы Шовкет – соцопросы, которые проводит ее же партия в районах страны.

Неудивительно, что в этих опросах за ЛПА и ее лидером неизменно либо первое, либо, как минимум, второе место. Оставляя за скобками вопросы технологии проведения подобных исследований и такие характеристики, как репрезентативность, непредвзятость исследователей и т.д., рискнем предположить, что комплекс “непрекращающегося” лидерства оказывает свою губительную роль на “атмосферу” в ЛПА.

Примечательно, что отставка Рашада Рзакулиева очень сильно напоминает уход Лалы Шовкет из команды Гейдара Алиева. Председатель ЛПА в интервью “Эхо” причину своей отставки объяснила тем, что была несогласна с некоторыми принципиальными проблемами внутри команды, но там оказались не готовы выслушивать, а тем более, считаться с критикой госсекретаря.

Рзакулиев, судя по реакции на его недавнее интервью газете “Азадлыг” и последовавшим за этим процессам, решил покинуть ряды ЛПА по той же причине: критику в руководстве партии предпочитают не слышать.

Р.Рзакулиев признает, что с его уходом проблемы в ЛПА не решатся. Вместе с тем он заявляет, что этим шагом снял с себя моральную ответственность за будущее Либеральной партии.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год