Македония: канун большой войны или шаг к миру?

НУРАНИ

Наблюдатели констатируют очередной виток напряженности в Македонии. Сначала Скопье потрясла серия манифестаций, участники которых требовали от властей принятия жестких мер в отношении албанских сепаратистов и обвиняли страны НАТО в поддержке албанцев.

Конечно, методы, которыми действовали протестующие (участники акций протеста громили сначала дипломатические миссии стран НАТО, а затем стали закидывать камнями македонский парламент), вряд ли могли встретить понимание, однако риторика представителей властей Македонии стала существенно жестче.

Президент страны Борис Трайковски осудил жителей Скопье, которые громили здания посольств иностранных государств и их имущество, и призвал полицию выполнять предписанные законом обязанности. Однако требования манифестантов власть, похоже, готова выполнить. Во всяком случае Трайковский заявил, что возможно “наступление правительственных сил безопасности по освобождению оккупированных территорий, если албанские террористы сами не уйдут с захваченных территорий”.

По его словам, ситуация в стране становится “все сложнее, а может стать еще хуже”. Цель албанских террористов, сказал он, – этническая чистка территорий, которые они захватили. В этой ситуации, считает Трайковский, только установлением партнерских отношений с международным сообществом можно сохранить Македонию.

Тем не менее уже 25 июля поздно вечером свидетели говорили о колонне бронетранспортеров и джипов македонской полиции, направлявшейся в Тетово. Это было расценено как практическая подготовка к обещанному наступлению.

Отреагировали и в США. “Безответственными” и “совершенно неверными” назвал заместитель официального представителя госдепартамента США Филип Рикер сообщения ряда мировых СМИ о том, что США и НАТО оказывают поддержку албанским сепаратистам в Македонии и снабжают их оружием.

Выступая в Вашингтоне, Рикер заявил, что США и НАТО “совершенно не поддерживают вооруженных албанских экстремистов” и что “неверно” возлагать на Североатлантический альянс вину за столкновения в македонском районе Тетово.

Сообщив, что находящийся в Македонии спецпосланник президента США Джеймс Пардью и представители НАТО были возмущены и “шокированы” такими обвинениями, Рикер заявил, что “сейчас не время для балканских теорий заговоров”. США призывают стороны в Македонии к прекращению огня, сложению оружия и поиску мирного решения конфликта, заявил представитель госдепартамента.

В своем выступлении президент Македонии никоим образом не упомянул, удалось ли добиться успеха на переговорах представителя НАТО Питера Флейта с командующим албанской “Освободительной национальной армией” Али Ахмети.

Однако уже через несколько часов после выступления Трайковского информагентства стали сообщать, что Флейту удалось добиться от Али Ахмети письменного согласия снять все баррикады с дороги Тетово – Яжицы, демонтировать установленные мины, освободить села в окрестностях города Тетово и даже отвести свои подразделения на 500 метров от последнего дома.

Из района боевых действий до момента выхода в свет этого номера газеты поступали противоречивые сведения: согласно одним сообщениям, албанцы начали отвод своих сил и соблюдают режим прекращения огня, согласно другим договоренности остались на бумаге.

Однако при этом отчетливо нарастает масштаб посреднических усилий. В Македонию с посреднической миссией отправились генеральный секретарь НАТО Робертсон, верховный представитель ЕС по вопросам внешней и оборонной политики Хавьер Солана и действующий председатель ОБСЕ Мирча Джоанэ.

Очевидно, что западное сообщество находится в весьма непростом положении. С одной стороны, власти Македонии открыто требуют от НАТО вооруженного вмешательства и насильственного разоружения боевиков. С другой – жесткие меры в отношении албанцев в Македонии не могут не отразиться на положении в Косово.

А там уже натовские миротворцы окажутся меж двух огней. Таким образом, Западу не остается ничего другого, кроме как по крайней мере пытаться занять нейтральную позицию и призывать обе стороны к примирению.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год