Х.ИСМАЙЛОВА Ш.АББАСОВ
Как стало известно “Эхо” из источников в аппарате президента, вчера вечером президент страны Гейдар Алиев принял посла Ирана в Азербайджане Ахада Газаи. Встреча прошла за закрытыми дверями, при полном отсутствии журналистов – не были приглашены даже операторы АзТВ.
Подробности встречи не оглашаются, однако стали известны две ключевые фразы азербайджанского президента. Во-первых, Гейдар Алиев заявил, что “считает важным продолжение развития двусторонних отношений с Ираном во всех отношениях”. Вторая фраза касалась инцидента на Каспии, произошедшего 23 июля. Алиев сказал, что “любой вопрос и проблема должны решаться исключительно путем переговоров”.
Примечательно, что Гейдар Алиев отреагировал на конфликтную ситуацию с Ираном, выдержав паузу. Начиная с 23 июля на инцидент отозвались практически все члены правительства.
Показательно, кстати, то, что в связи с происшедшим было созвано заседание Кабинета министров, а не органа, который, казалось, специально создан для выработки решений в таких кризисных ситуациях – Совета безопасности. Скорее всего произошло это потому, что Совбезом руководит не премьер, как Кабмином, а президент. И решение СБ означало бы решение президента. А ему нужна была пауза.
Почему же глава государства так долго молчал? Скорее всего Алиев ждал реакции США. Как мы уже сообщали, госдепартамент выразил обеспокоенность действиями Ирана и поддержку коммерческим соглашениям по разработке энергоресурсов Каспия. Правда, Белый дом намекнул и на то, что занимать чью-либо сторону при дележе Каспия не собирается, из чего следует, что Азербайджану этот вопрос придется решать самому.
Встрече с Ахадом Газаи предшествовала беседа Гейдара Алиева со спецпосланником госсекретаря США по проблемам энергетики в регионе Каспия Стивеном Манном. Алиев выразил удовлетворение визитом Манна в Баку и участием в завтрашней церемонии подписания соглашения о транспортировке азербайджанского газа через Грузию в Турцию. “С этой целью в Баку прибывает президент Грузии Эдуард Шеварднадзе”, – сказал Алиев.
В свою очередь Манн подчеркнул большое внимание правительства США к реализации транспортных и энергетических проектов “Восток – Запад” и разработке месторождений в регионе Каспия. Далее встреча проходила за закрытыми дверями, где и обсуждался вопрос конфликта с Ираном. Об этом сообщил после разговора Стивен Манн. Он вновь выразил обеспокоенность Белого дома и выразил желание, что вопрос будет решаться мирным путем.
Но и этим действия президента не ограничились. Вчера же Гейдар Алиев своим указом обновил состав Государственной комиссии по сотрудничеству с Ираном в экономической, торговой и гуманитарной сферах. Указ, безусловно, появился под диктовку последних событий, что показывает и состав комиссии.
Во-первых, новым председателем комиссии назначен министр экономического развития Фархад Алиев, который сменил на этом посту бывшего вице-спикера Милли меджлиса Яшара Алиева. Министр экономразвития, возможно, фигура менее значимая в политическом плане, но эту рокировку можно оценить как положительную. Фархад Алиев вправе повлиять на реализацию договоренностей в рамках работы этой комиссии.
Кроме него в комиссию вошли замминистра иностранных дел Халаф Халафов, вице-президент ГНКАР Хошбахт Юсифзаде, а также заместители министров сельского хозяйства, культуры и другие официальные лица.
Предыдущий состав комиссии, который возглавлял Яшар Алиев, был сформирован в феврале 1996 года. Однако о конкретной деятельности в этом плане говорить не приходится. Новая, и показательная, фигура в составе комиссии – командующий погранвойсками Эльчин Гулиев.
Его предшественник на этом посту Абасали Новрузов в прежнем составе не состоял, а это означает, что в рамках комиссии будет решаться и вопрос границ. Этот вопрос требует особого внимания. И дело не только в последнем пограничном скандале. Спорными в этой сфере являются и некоторые другие вопросы. Например, изменение границ вследствие изменения русла реки Араз. Пока механизм урегулирования этого вопроса между Ираном и Азербайджаном не выработан.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год