М.Багиров Г.Мамедзаде
Более чем резкие действия Ирана на Каспии не могли не повлиять на отношение азербайджанской общественности к предстоящему визиту Гейдара Алиева в ИРИ. В этой связи высказываются самые различные мнения, вплоть до необходимости отмены поездки азербайджанского президента в Тегеран. На государственном же уровне необходимость визита под сомнение не ставится.
В интервью “Эхо” замминистра иностранных дел Халаф Халафов выразил надежду, что инцидент на Каспии не отразится на намерениях президента Азербайджана посетить Иран. Хотя, как отметил замминистра, подобные случаи, несомненно, накладывают определенный отпечаток на двусторонние отношения. Вместе с тем Х.Халафов подчеркнул, что “президент сам будет принимать решение”.
По мнению замглавы МИД, визит Гейдара Алиева в Иран очень важен, поскольку подобные контакты будут способствовать решению накопившихся проблем в азербайджано-иранских отношениях. “Азербайджан, – сказал Х.Халафов, – проявляет заинтересованность и прилагает усилия для укрепления добрососедских отношений с Ираном, стремится развивать их во всех сферах, в том числе нефтегазовой, в вопросах заключения контрактов по разработке месторождений азербайджанского сектора Каспия. Свидетельство тому – действия и заявления главы Азербайджанского государства”.
Бывший министр иностранных дел Тофик Зульфугаров также полагает, что драматизировать ситуацию с действиями Ирана на Каспии не стоит. По словам экс-министра, воспринимать произошедшее как оскорбление не стоит, лучше попытаться прояснить позицию иранской стороны.
“Иран, – говорит Зульфугаров, – продолжает оставаться нашим соседом и одним из таких государств, с которым у нас могут сложиться очень хорошие отношения. Это и этническая, и конфессиональная близость. Не стоит нагнетать ситуацию”.
Бывший глава МИД полагает, что следует прояснить позицию Ирана в нескольких аспектах. В частности, является ли линия Астара – Гасанкули (прежняя морская граница между ИРИ и СССР. – Ред.) для иранской стороны значимой до четкого определения статуса Каспия.
Затем, как считает Зульфугаров, надо уточнить, на основании какой методики Иран определил, что место, где работало азербайджанское судно, является территориальными водами ИРИ. По словам экс-министра, если прозвучит отказ признавать линию Астара – Гасанкули временной линией, определяющей сектора хозяйственной деятельности между Ираном и Азербайджаном и Ираном и Туркменистаном, тогда следует начать консультации в формате четырех прикаспийских государств – бывших союзных республик (без Ирана) – с целью выработки единой позиции в отношении односторонних силовых действий Ирана.
“Проблема, – считает Т.Зульфугаров, – может заключаться в том, что, если Иран в одностороннем порядке определил другой собственный сектор хозяйственной деятельности, то это претензии не только к азербайджанскому сектору, но и к секторам других государств. Потому что не может Иран увеличивать свою долю только за счет Азербайджана, а все остальные будут делить Каспий по принципу срединной линии. Это было бы нелогично и крайне недружественно по отношению к Азербайджану. Это маловероятно, я не думаю, что Иран придерживается такой позиции”.
В противном случае, считает Т.Зульфугаров, должны быть подвергнуты ревизии российско-казахские соглашения о разделе каспийского дна на сектора и соглашения, которые могут быть подписаны между Туркменистаном и Казахстаном и всеми другими участниками этого процесса. Бывший глава внешнеполитического ведомства убежден, что отменять визит азербайджанского президента в Иран нецелесообразно, поскольку вряд ли инцидент на Каспии будет иметь продолжение. Т.Зульфугаров считает, что это скорее были “эмоциональные действия каких-то сил в Иране, которые не заинтересованы в развитии азербайджано-иранских отношений”.
По его мнению, Иран заинтересован в том, чтобы в регионе не было военного присутствия иностранных государств.
“Очевидно, – говорит экс-министр, – что, если силовое воздействие со стороны Ирана будет продолжаться, Азербайджан постарается заручиться поддержкой других государств. А это может привести к эффекту, обратному тому, которого добивается Иран”. К тому же Т.Зульфугаров предлагает взглянуть на ситуацию с другой точки зрения.
“Можно увидеть, – говорит он, – что действия иранской стороны противоречат ее экономическим интересам. Ведь акция имела место в том момент, когда президент В.Путин выдвинул идею транспортного коридора “Север – Юг”, причем не как противовеса коридору “Запад – Восток”, а как компонента, дополняющего его”. Кроме того, в Тегеране, как полагает Т.Зульфугаров, не могут не понимать, что подобные инциденты на Каспии могут негативно отразиться не только на азербайджано-иранских отношениях, но и нанести вред отношениям Ирана с теми государствами, которые заинтересованы в разработке нефтяных ресурсов.
Что касается отсутствия реакции со стороны азербайджанских военных на агрессивные действия Ирана на Каспии, то экс-глава МИД прокомментировал это так: “Не всегда на грубость надо отвечать грубостью. Любые проблемы можно решить миром, прежде всего разъяснить свою позицию, попытаться опредилить чужую. Следовало ли нам рядом с иранским кораблем поставить свой сторожевой корабль? Я думаю, что это бессмысленно. В данном случае надо предпринять активные политические и дипломатические усилия, но никак не военные. Определенная сдержанность со стороны руководства страны не должна быть объектом критики”.
Напротив, зампред партии “Сосиал Рифах” Зохраб Гезалбейли полагает, что визит Гейдара Алиева в Иран сейчас нецелесообразен.
“Мы всегда идем навстречу Ирану, – утверждает политик, – в вопросе улучшения наших отношений. Тогда как Тегеран постоянно ведет себя в отношении Азербайджана с позиций “двойных стандартов”.
З.Гезалбейли вспомнил недавнее заявление Ирана о желании участвовать в процессе урегулирования карабахского конфликта. По словам зампреда “Сосиал Рифах”, Азербайджан не стал отказываться от услуг Ирана, заявив, что рад инициативам любого государства, которые могут помочь решению данной проблемы.
Хотя, как утверждает З.Гезалбейли, однажды услуги Ирана Азербайджану очень дорого обошлись, и в частности потерей Шуши, которую предваряли как раз переговоры с иранской стороной. Заместитель председателя партии выступил и с нестандартной инициативой.
По его мнению, гораздо более целесообразным в нынешней ситуации мог бы стать визит президента Азербайджана в Израиль. “Эта поездка, – считает З.Гезалбейли, – могла бы дать Азербайджану гораздо больше дивидендов”.
Более того, зампред партии “Сосиал Рифах” предложил пересмотреть экономическую политику в отношении Ирана, поскольку в настоящее время, утверждает политик, Азербайджан фактически превратился в рынок сбыта иранских товаров…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год