Р.ОРУДЖЕВ
На вчерашнем заседании лидеров Объединения проазербайджанских сил помимо обсуждения общественно-политической ситуации в стране были избраны два оставшихся председателя новых комиссий блока и заявлено об успешном прохождении в субботу 21 июля сессии верховного меджлиса партии “Вахдат”. Но главное не в этом.
Интереснее всего прозвучали комментарии ОПС к азербайджано- иранскому инциденту, которые в основном давали сопредседатель СДПА Араз Ализаде и зампредседателя Исламской партии Ровшан Кербалаи.
“Сегодня нельзя сказать, что у Азербайджана есть хоть один друг, хотя бы из числа ближайших соседей, – заявил А.Ализаде. – С Ираном крайне натянутые отношения, в Грузии регулярно происходят противоправные действия в отношении азербайджанского населения, избиения и аресты, Турция начинает за нашей спиной налаживать экономические контакты с Арменией, в России тоже достаточно часты случаи, криминальные и антиправовые, имеющие антиазербайджанскую направленность. Проблема с Ираном уперлась в противостояние этой страны с Западом. В то время как окончательно правовой статус Каспийского моря до сих пор не определен и не обговорен между странами, Азербайджан поспешил пустить к себе на спорные месторождения иностранные компании. А почему для начала он не предложил такую же форму сотрудничества близлежащим странам, например, Ирану?
Получается не вполне по-добрососедски. И в этом смысле известная реакция Ирана на проблему разработки южных месторождений мне вполне понятна. Почему вообще западные компании должны увозить к себе нашу нефть? Если мы пока не в состоянии сами распорядиться ею с пользой, то пусть она лучше достанется нашим внукам, у них, надеюсь, возможностей добыть ее будет больше, чем у нас”. В схожем ключе продолжил и Р.Кербалаи, зампред ИПА, партии, председателя которой – Гаджи Аликрама Алиева – несколько лет назад обвиняли в шпионаже в пользу ИРИ.
“Ни для кого не секрет, что мы давно переживаем охлаждение отношений с Ираном, а произошедший инцидент является следствием антинационального, прозападного курса Азербайджана, который пускает чужие страны в регион. Во всем этом Иран видит угрозу своей безопасности, и надо понимать его позицию. Мы должны принимать эту правду, какой бы тяжелой она для нас ни была. Действовать сейчас следует крайне осторожно – мы не можем позволить себе еще одного врага. У нас уже есть Армения…”
Араз Ализаде считает излишними заявления протеста и пикеты у стен посольства ИРИ, которые проводят некоторые оппозиционные партии страны.
“Мы против истерии по этому вопросу, пикеты здесь способны только навредить, и к этим акциям ОПС, конечно же, не присоединится, – заявил сопредседатель СДПА. – Все, что можно было сделать, сделал наш МИД – нота протеста Ирану направлена и надо ждать ответа. Не так давно в КНР тоже проходили массовые демонстрации, после того как воздушные границы этой страны нарушил самолет ВВС США. Но затем диалог между двумя государствами привел к тому, что все акции протеста в Китае были моментально прекращены”.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год