Ближний Восток: ситуация может перемениться

Т.АНСАРИ

В секторе Газа вспыхнули столкновения между палестинской полицией и палестинскими боевиками. Причем в эпицентре событий оказался дом главы военной разведки Газы Мусы Арафата. В разгар событий у его резиденции собралось около тысячи человек. В дом полетели камни и бутылки с зажигательной смесью; повсюду слышались выстрелы.

Полицейские, в свою очередь, оцепили толпу демонстрантов и попробовали разогнать протестующих, среди которых было значительное число сторонников движения народного сопротивления.

В воскресенье три члена этой организации были ранены полицейскими на одном из КПП, и, как заявили лидеры движения, боевики возвращались “с военной операции против израильтян, проходившей в секторе Газа”. Полицейские, в свою очередь, заявили, что огонь был открыт по трагической случайности.

На палестинских КПП сейчас введен усиленный режим несения службы – полицейские говорят, что в Газе действуют агенты израильских служб безопасности.

Мохаммед аль-Баба, один из лидеров движения народного сопротивления и член группировки “Фатх”, заявил Би-би-си, что, по его данным, полицейские прекрасно знали, в кого стреляют.

Между тем наблюдатели на палестинских территориях констатируют, что представители радикальных палестинских группировок обвиняют сторонников Арафата в пособничестве Израилю. И напоминают, что палестинская администрация сейчас пытается снизить активность боевиков, которые регулярно совершают нападения на израильские объекты. В свою очередь движение народного сопротивления уже распространило заявление, в котором руководителей Палестинской автономии называют предателями и коллаборационистами.

Споры о том, насколько Ясир Арафат в состоянии контролировать палестинских радикалов и террористов и несет ли он ответственность за продолжающееся на арабских территориях насилие, продолжаются с первого дня “интифады Аль-Акса”. В Израиле уверены, что Арафат полностью контролирует обстановку и для прекращения огня достаточно его четкого приказа. В свою очередь лидеры Палестинской автономии утверждают, что ответственность за продолжение насилия несут радикальные группировки, не подконтрольные Арафату и возглавляемой им ООП.

Более того, спекуляции, что Арафат находится “меж двух огней”, ПНА испытывает постоянное давление радикалов и если требовать от Арафата слишком радикальных действий в рамках соблюдения заключенных с Израилем договоренностей, то на месте относительно предсказуемого Арафата могут оказаться куда более экстремистски настроенные лидеры, звучат постоянно.

На этом фоне столкновения между боевиками ДНС и палестинской полицией более всего выгодны самому Арафату и его сторонникам. События в Газе без труда могут быть истолкованы как доказательство того, что ПНА делает все для прекращения насилия, что отношения между Арафатом и радикалами вовсе не безоблачны и т.д.

Однако заслуживает внимания и другое. Вполне возможно, что отношения между различными группировками в самой палестинской среде на самом деле резко обострились.

В израильской прессе уже давно продолжается дискуссия о том, что Арафат стар и слаб здоровьем, и обсуждаются возможные кандидатуры его преемников. Такое положение заметно обостряет внутреннюю борьбу за власть. А других методов разрешения противоречий, кроме насилия и террора, тут просто не знают.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год