М.БАГИРОВ
После закрытия телекомпании ABA десятки телезрителей звонят в редакцию и задают вопрос: что будет с российскими телеканалами? Как известно, правами на ретрансляцию ОРТ, РТР и НТВ обладала именно ABA. Именно она решала все финансовые вопросы, связанные с вещанием, и вела переговоры с производственным объединением Минсвязи Азербайджана “Телерадио” от имени своих российских партнеров.
То, что три российских канала находятся в руках частной компании, стало ясно, когда ABA появилась со своим “интерактивным телевидением” в эфире канала РТР. Более того, на пресс-конференции 19 июля 1999 года по случаю запуска собственного проекта президент ABA Фаик Зульфугаров публично заявил о том, что в состоянии заменить любой из российских каналов в азербайджанском эфире на другой, к примеру, американский CNN.
Обещание Зульфугарова насчет CNN начало сбываться лишь спустя два года, когда в эфире появились новостные блоки всемирно известной телекорпорации. Правда, до конца осуществить задуманное Зульфугаров не смог – ABA прекратила свое существование. Однако российские телеканалы азербайджанский эфир не покинули.
Примечательно, что сотрудники ABA комментировать ситуацию категорически отказываются. Они утверждают, что все вопросы, связанные с заключением договоров, решал лично президент телекомпании Фаик Зульфугаров, а финансовой стороной занимался глава финансового департамента ABA Шамиль Сафиев. Первый сейчас находится, насколько известно, в США, а второй – в камере предварительного заключения, и, следовательно, внести ясность в происходящее тоже не может.
Заместитель председателя Всероссийской государственной телерадиовещательной компании (ВГТРК), руководитель департамента информации и внешних связей Валерий Незнамов в интервью “Эхо” признался, что не понимает, каким образом после закрытия ABA продолжается трансляция программ РТР в Азербайджане. “Для меня, – сказал Незнамов, – является вопросом – кто нас транслирует? С ПО “Телерадио” у нас такого договора нет”. Незнамов сообщил о том, что ВГТРК была в курсе проблем телекомпании ABA.
“Нам стало известно об этом, – сказал он, – примерно месяц назад, когда к нам обратились налоговые органы по запросу азербайджанской стороны. Мы сообщили все, что касается наших договорных отношений с ABA, и послали копии соглашений, которые действовали на тот момент”. По словам Незнамова, ВГТРК начала сотрудничать с ABA в 1999 году, когда у российских телевизионщиков возникли проблемы с оплатой долгов за вещание в Азербайджане. В этот момент на горизонте появился Фаик Зульфугаров и предложил РТР финансовую поддержку. Был заключен договор сроком на год.
По словам Незнамова, затем пролонгация соглашения шла поквартально, а в последнее время и вовсе ежемесячно, поскольку ВГТРК подумывало о восстановлении своего сотрудничества с ПО “Телерадио”. Однако вначале надо оплатить долги. Незнамов сообщил, что на днях глава ПО “Телерадио” прислало письмо в ВГТРК, в котором уведомляет о необходимости уплаты задолженности в размере 7 млн. рублей. Хотя с этой цифрой на РТР не согласны.
“Здесь есть недоразумение, – сказал зампредседателя ВГТРК, – дело в том, что мы большей частью расплатились за телевизионный эфир, погасив задолженность прошлых лет. Мы перечислили больше 5 млн. рублей, но в письме ПО “Телерадио” говорится, что деньги на счет производственного объединения не поступили”. Незнамов сказал, что готов начать переговоры с ПО “Телерадио” и обсудить возможность восстановления сотрудничества с этим партнером, который будет гарантировать трансляцию программ РТР в полном объеме – 18-часового эфира.
По словам Незнамова, принцип сотрудничества состоит в том, что вещатель, то есть ВГТРК, платит за свои программы на основе российских тарифов. Размер тарифов сопоставим с теми, что действуют в районах РФ, приграничных с Азербайджаном. Отдельно могут обговариваться вопросы замещения рекламных блоков. Незнамов утверждает, что ВГТРК давно хотела восстановить договорные отношения с ПО “Телерадио”, однако финансовое положение не позволяло.
Во всяком случае в бюджете на 2001 год средства на оплату трансляции РТР в Азербайджане заложены не были. Что касается бюджета на будущий год, то Незнамов утверждает, что российская сторона “будет иметь возможность погасить задолженность перед ПО “Телерадио”. Пока же никаких соглашений с ПО “Телерадио” нет.
Однако трансляция РТР и других российских каналов (все они были связаны договорами исключительно с ABA) продолжается. Как видно по реакции зампреда ВГТРК, телекомпания ABA преподнесла не очень приятный сюрприз российским телевизионщикам, которые, как выясняется, потеряли юридические основания для вещания в Азербайджане.
В общем, наши зрители ОРТ, РТР, НТВ не застрахованы от неожиданного прекращения трансляции этих каналов в Азербайджане.
К тому, по словам начальника одного из отделов ПО “Телерадио” Габиля Ахмедова, это производственное объединение решает вопрос ретрансляции российских каналов на Азербайджан только чисто технически. Что касается прекращения вещания, то, по его мнению, все зависит от воли Милли меджлиса. Парламентарии же сейчас на каникулах.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год