В Париже перехвачено 10 килограммов обогащенного урана

НУРАНИ

Вопросы нераспространения оружия массового поражения и технологий его производства уже давно стали одной из главных тем мировой политики. А о возможности попадания в руки террористов или в распоряжение “нестабильных режимов” говорят как о весьма реальном, и оттого еще более кошмарном, варианте развития событий.

Поэтому можно себе представить, какую реакцию вызвал арест в Париже трех контрабандистов, у которых обнаружили около 10 килограммов обогащенного до 80% урана-235. По информации РИА “Новости”, 22 июля сотрудники французской контрразведки арестовали трех граждан Камеруна, пытавшихся продать пять граммов урана-235, которого бы хватило на производство атомного заряда среднего радиуса действия.

Ядерное топливо было обогащено до 80%. МВД Франции отказалось от всяких комментариев по данному поводу. В свою очередь источник в национальном комиссариате Франции по атомной энергии сообщил, что “на его памяти ничего подобного во Франции ранее не происходило”.

Из компетентных французских источников стало известно, что граждане Камеруна Серж Салфати, Раймонд Лобе и Ив Эквела продемонстрировали официальному покупателю из нескольких килограммов обогащенного урана только его малый образец.

При задержании камерунцев и обыске служба французской контрразведки нашла у одного из них “авиационный билет из восточной страны, а также документ на кириллице, сертифицирующий подлинность данного радиоактивного продукта и степень его обогащения”.

Изъятый уран был упакован в герметичную стеклянную пробирку, которая хранилась в свинцовом контейнере. Задержанные предлагали потенциальным покупателям около десяти килограммов ядерного вещества.

В МВД Франции считают, что покупателями урана могут являться “страны-изгои”, а также международные террористические организации типа Усамы бен Ладена. Адрес более чем расплывчатый: покупателями могли быть и террористы, и арабские радикалы, и северокорейцы…

Подобное гадание на атомной гуще, тем более в том случае, когда покупатель задержан вместе с “мулами”, имеет смысл только при условии, что арестованный ядерный контрабандист оказался просто серьезным перекупщиком. Случаи ядерной контрабанды в мире отмечались и раньше.

Однако чаще всего за грозным выражением “ядерная контрабанда” стояло самое обычное мошенничество: под видом сырья для производства ядерных бомб пытались продать и ядерные отходы АЭС, и радиоактивные препараты, используемые в промышленной дефектоскопии и даже в медицине. Пока что политические страсти закипают вокруг возможного источника урана.

“Возникнет ли в деле российский след, пока неясно – ведь технологии соответствующего уровня есть, например, и в Украине.

Однако нетрудно предположить, что тема “русской ядерной мафии” теперь вновь появится на первых полосах западных газет” – предсказывают сегодня российские аналитики. Известно, однако, и другое. Выражение “восточная страна” может обозначать Ближний и Средний Восток, иногда и Дальний. В Западной же Европе “востоком” во времена “холодной войны” именовались страны “за железным занавесом”. А после падения Берлинской стены и объединения Европы это определение отошло к постсоветскому пространству.

Обогащенный уран относится к материалам “двойного назначения” и может использоваться как для производства ядерных боезарядов, так и в качестве топлива для АЭС. Его могут принимать даже в качестве “залогового материала” банки – наряду с золотом, драгоценными камнями и недвижимостью. Так что появление “гражданского следа” расширяет географию поиска.

Российский минатом уже выступил с опровержением еще не высказанных обвинений и заявил, что обнаруженный во Франции уран не имеет никакого отношения к России. Теоретически, конечно, источником контрабандного урана могла быть любая атомная станция на постсоветском пространстве. Тем более, что по поводу конкретики французские правоохранительные органы предпочитают хранить молчание.

Однако предположение, что источником контрабандного урана могла бы быть Армения, как минимум, заслуживает серьезного внимания. Во-первых, Армения имеет собственное ядерное производство – Мецаморскую АЭС, которая сегодня остановлена для профилактики и ремонта оборудования (причем этой остановке предшествовали упорные слухи о готовности персонала АЭС объявить забастовку и т.д.).

К тому же техническое обслуживание станции, как и контроль за расходованием топлива и т.д., ведут российские специалисты. Существует, конечно, контроль МАГАТЭ, но вот переоценивать его возможности явно не следует: у международных экспертов при всем желании нет возможности проверить абсолютно все.

Во-вторых, определенную пищу для размышлений в этой связи дает использование Франции в качестве “транзитной страны”. Между Ереваном и Парижем установлено прямое авиасообщение. При этом во Франции, как и во многих других европейских странах, существует система “зеленого” и “красного” коридоров”, тут очень большой и напряженный пассажиропоток, и в подобной ситуации ввезти в страну расщепляющиеся материалы оказывается иногда проще, чем вывезти. А через КПП ереванского аэропорта еще в советские годы проводили и провозили кого угодно и что угодно.

В-третьих, уран практически никогда не вывозится из страны в расчете на то, что покупатель на него найдется. Как правило, сначала заключается предварительная сделка, затем организуются похищение заказанного материала, вывоз его из страны и т.д. Кстати говоря, подобные многоходовые операции вовсе не исключают участия посредников, перекупщиков и т.д.

Как известно, власти Армении имеют давние и отлаженные связи и с радикальными арабскими режимами, и с разного рода террористическими организациями. На первом месте стоят, конечно, армянские террористические группировки вроде АСАЛА, “Коммандос правосудия за армянский геноцид” и т.д.

Однако уже армянские группировки устанавливают весьма тесные связи со своими коллегами на Ближнем Востоке: от ПКК до “Хезболлах”, “Джихад Ислами” и т.д. Плюс ко всему в последнее время стали появляться косвенные улики, которые могут быть свидетельством установления связей и контактов между армянскими и курдскими группировками, с одной стороны, и возглавляемой бен Ладеном группировкой “Аль-Каэда”, с другой.

Во всяком случае заслуживает объяснения странное совпадение: именно в столице Кении Найроби организовал взрыв американского посольства Усама бен Ладен, и именно туда направился Абдулла Оджалан, когда кольцо вокруг него стало сжиматься. Если учесть, что весьма влиятельная в Кении православная церковь имеет давние связи и контакты со своими единоверцами на Южном Кипре, где располагались лагеря и базы многих террористических группировок: армянских, палестинских, курдских и т.д. – то политический фон становится ясным.

Плюс ко всему Армения уже не в первый раз используется для оружейной контрабанды. Именно через Армению Россия поставляла оружие и боеприпасы боснийским сербам в обход санкций ООН – ведущую роль здесь играло объединение “Разданмаш”.

Позже оружие, переправленное из России в Армению уже в рамках “оружейного скандала”, вспыхнувшего в феврале 1997 года (стоимость “уплывшего” в Армению оружия составила тогда более миллиарда долларов), всплывало на базах ПКК в Северном Ираке. Так что “тропа” существует. А к каким последствиям может привести “ядерный терроризм”, можно только догадываться.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год