Пенсионеры в Азербайджане утратили веру

С.Мустафаева

Президент Азербайджана Гейдар Алиев издал указ “Об утверждении концепции пенсионной реформы” в целях улучшения социального положения населения, их пенсионного обеспечения, а также усовершенствования пенсионной системы. Данное распоряжение является логическим завершением проекта положения пенсионной реформы, разработанного совместно специалистами Министерства труда и социальной защиты населения и консультантами Всемирного банка.

Согласно положениям проекта, внедрение пенсионной реформы рассчитано на 5 лет. На начальном этапе будет производиться подготовка законодательных актов, изменение и дополнение к действующему закону о социальном страховании и разработка нового закона о введении индивидуального учета при начислении пенсий.

Для внедрения последнего этапа в масштабах всей страны будет осуществлено компьютерное обеспечение системы. В целом, основные учредительные работы в рамках внедрения новой пенсионной реформы продлятся до 2005 года, когда, согласно указу президента, приступит к работе новый пенсионный орган.

Теперь можно с уверенностью сказать, что долгожданная реформа, с которой соответствующие слои населения связывают надежды на улучшение своего благосостояния, вступает в силу, тем более, что, согласно распоряжению Кабинету министров страны совместно с другими госорганами предписано осуществлять меры, вытекающие из этой концепции.

В свою очередь в Минтруда и соцзащиты утверждают, что упорядочение пенсионной системы и улучшения благосостояния – это и есть основная цель реформы. Однако общеизвестно, что зачастую все реформы, которые внедряются в стране, носят лишь декларативный характер c оттенком “начали за здравие, а кончили за упокой”.

Для того, чтобы узнать мнение самих пенсионеров, которых непосредственно коснется данная реформа, наш корреспондент отправился в Управление социальной защиты населения Ясамальского района, где из 9 опрошенных пенсионеров о сути концепции новой реформы имел представление лишь один человек. Сразу скажем, жалоб у пенсионеров было предостаточно. К примеру, по мнению неработающей пенсионерки Бартеевой Анны Ивановны, 1923 года рождения, сумма причитающейся ей пенсии при 74-летнем рабочем стаже – 84 тыс. манатов.

Как сказала пенсионерка, причитающаяся ей пенсия позволяет “лишь сводить концы с концами”. Что касается сути самой концепции, А.Бартеева выразила уверенность в том, что никакая пенсионная реформа стране не поможет – “мы ее все равно не увидим”. Того же мнения придерживалась и другая пенсионерка, старший преподаватель кафедры иностранных языков академии наук Даданова Руида Абдурахманова, имеющая 45-летний стаж работы. По словам преподавателя, нынешнее социальное положение пенсионеров страны довело их до нищенского состояния. “Вся интеллигенция страны сегодня влачит жалкое существование”.

Р.Даданова сказала, что при причитающейся ей сумме пенсии в 70 тыс. манатов она получает всего лишь 40 000, из-за того, что она является работающим пенсионером. Зарплата пенсионерки составляет 170 тыс. манатов, из которых половина уходит на “лекарства”.

Конечно, Р.Даданова рада, что государство приняла новую концепцию пенсионной реформы, однако она не уверена в том, что указ президента примет силу и будет действовать: “У нас это часто происходит”. Пожелавшийся остаться неназванным другой сотрудник, доктор наук НАН, также выразил свою неудовлетворенность суммой причитающейся ему пенсии и заработной платы. Главную же проблему прошлой пенсионной реформы ученый видит в том, что, согласно закону, при назначении пенсии учитывалась лишь часть трудовой деятельности человека.

“А как быть с теми, которые проработали больше 25 лет,” – задается вопросом пенсионер.

Кроме того, по его словам, пенсионная реформа подходила ко всем с одинаковыми мерками, не учитывая отличительные особенности стажа и образования. Что интересно, того же мнения придерживается и первый замминистра труда Ильгар Рагимов.

А принятая реформа имеет целью перекрыть подобные моменты. В заключение отметим, что новая пенсионная реформа, судя по всему, вступит в силу не скоро, из чего можно предположить, что сегодняшние пенсионеры, которым уже за 70, не увидят ее результатов.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год