Ближний Восток накануне полномасштабной войны

В ночь на 18 июля напряженность на Ближнем Востоке резко возросла. Согласно поступающим сообщениям, Израиль сосредоточил на границах Палестинской автономии свои армейские подразделения, включая пехоту и танки. Согласно заявлению израильского военного командования, такие действия предпринимаются в ответ на грубое нарушение палестинской стороной соглашения о прекращении огня.

Как известно, несколькими часами ранее минометному обстрелу с палестинской стороны, по информации Reuters, подвергся еврейский квартал Гило на окраине Иерусалима.

Причем этот обстрел стал первым прецедентом за 10 месяцев “интифады Аль-Акса”, когда удар был нанесен по еврейским поселениям на Западном берегу реки Иордан. Пострадавших в результате обстрела нет – мина разорвалась во дворе дома, где шел ремонт.

Узнав об обстреле Гило, премьер-министр Израиля Ариель Шарон заявил: “Новая террористическая акция, направленная против Израиля, вынуждает Израиль отвечать”.

Через некоторое время информационные агентства сообщили, что три палестинца погибли и один получил ранения в результате ракетного обстрела с израильских вертолетов двух зданий в Вифлееме.

Причем двое из убитых являлись видными активистами террористической организации “Хамас” – это Омар Саадех и Таха Арудж, и они, по израильским данным, планировали совершить теракт на проходящих в Израиле шестнадцатых играх Маккабиады.

А еще через несколько часов израильские войска стали концентрироваться на границах Палестинской автономии.

Как сообщило израильское радио со ссылкой на высокопоставленные военные источники после совещания в министерстве обороны, пока что Израиль ограничится концентрацией своих вооруженных сил на границе Западного берега и “воздержится от действий, которые могут повлечь за собой эскалацию напряженности”.

Многие наблюдатели надеются, что до полномасштабной войны дело не дойдет. Вместе с тем вероятность неконтролируемого развития ситуации на Ближнем Востоке достаточно велика.

Более того, по всей видимости, в арабском мире насчет решительности Израиля тоже не строят особых иллюзий. Прибыв в Каир на чрезвычайную сессию Лиги арабских государств, Ясир Арафат прямо в аэропорту заявил, что “агрессия” Израиля направлена против и мусульманского, и христианского мира.

Заволновались и другие “заинтересованные страны”. В частности, посол Ирана в Ливане Мухаммед Али Субхани после встречи с ливанским премьер-министром Рафиком аль-Харири заявил журналистам, что Ближневосточный регион переживает сегодня очень опасный период из-за безответственной политики правительства Шарона.

По словам Субхани, в ходе встречи с ливанским премьером обсуждались вопросы координации усилий Ливана, Сирии и Ирана “с целью предотвращения наихудшего варианта развития событий в свете израильских угроз и безосновательных обвинений”.

Судя по всему, после прихода к власти в Израиле Ариеля Шарона, имеющего репутацию “ястреба”, в арабском мире решили повторить тут же тактику, которая с успехом была применена в то время, пока пост премьер-министра занимал Биньямин Нетаньяху: путем инспирирования терактов спровоцировать Израиль на ответные меры, а затем возложить всю ответственность на Израиль.

Однако на сей раз, похоже, результат оказался обратным ожидаемому. В начале полномасштабной войны арабский мир не заинтересован никоим образом – исход такого противостояния предрешен.

Практически все конфликты на Ближнем Востоке заканчивались победой Израиля и поражением арабских стран, пусть даже вначале арабским армиям удавалось добиться заметных успехов, к тому же сейчас, по мнению региональных экспертов, Египет не вступит в войну на стороне других арабских стран и Израилю не придется вести войну на два фронта.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год