Каспийское информационное агентство (CNA) со ссылкой на заявление пресс-секретаря министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Казахстана Нуржана Аязбаева передало сенсационное сообщение о том, что с 20 июля и до конца года коммерческий вылов осетровых в Каспийском море может быть прекращен.
Мораторий на вылов осетровых предполагается ввести “в связи с сокращением популяции этого вида рыб на Каспии”. В свою очередь сам Н.Аязбаев ссылается на рекомендацию постоянной комиссии Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (CITES).
Напомним, что около месяца назад в Париже на заседании руководящего органа CITES вопрос необходимости резкого сокращения квоты на экспорт осетровой икры для прикаспийских государств – в первую очередь Азербайджана, России, Казахстана и Туркменистана уже рассматривался. Но радикальные меры тогда не принимали. Теперь по всей видимости вопрос поставлен ребром.
Так ли несправедливы и неожиданны действия руководящего органа CITES (если, конечно, казахстанский чиновник говорит правду) о запрете на коммерческий вылов осетровых в Каспии? Ведь о том, что подобные меры все же могут быть приняты говорил еще в конце прошлого года премьер-министр России Михаил Касьянов. По его словам, если в 1990 году в Каспии вылавливалось около 12 тысяч тонн осетровых, то в 2000 году добыча составила всего 470 тонн.
В России этот вопрос стоит настолько остро, что даже донское казачество выступило за мораторий. Так что запрет на вылов осетровых к странам импортерам каспийской икры не беспочвенен. Взять хотя бы процветающую торговлю на так называемом икорном черном рынке. Здесь обороты достигают колоссальных масштабов – и в денежном выражении, и в икорном эквиваленте. Хотя официальная статистика говорит об обратном – в Азербайджане, например, в 1999 году было конфисковано у браконьеров и торговцев всего 28,9 кг икры – капля в море.
В России дела обстоят еще хуже. Урозу браконьерства запасам осетровых в Каспии признают в этой стране даже на государственном уровне. В принципе, если источник агентства прав (найти подтверждение этому в Азербайджане мы не смогли, и все чиновники к которым мы обращались за комментариями узнавали новость от нас), то больше всего от запрета пострадает бюджет страны и… совместное предприятие Casрian Fish Azerbaycan (CFA). На днях оно приступило к массовому производству рыбной продукции около 200 наименований из 100 видов рыб.
Но главное, даже не это: CFA освоило квоту на вылов осетровых видов рыб, выделенную правительством страны из общей квоты Азербайджана на текущий год. Компания уже выловила 20 тонн осетровых и получила из него 2 тонны икры. В целом квота Азербайджана на улов осетровых на текущий год определена Комиссией по водным биоресурсам Каспия на уровне 97,1 тонны. Квота на экспорт икры осетровых рыб из Азербайджана составляет 9,11 тонны.
Получается, что CFA уже освоило более 20% от квоты страны на экспорт икры. Что касается в целом государства, то если санкции действительно введены, они нанесут серьезный удар по статистике внешнеторгового оборота страны. Из квоты на экспорт икры в размере 9,11 тонны производство этой продукции на предприятиях “Азербалыг” колебалось в пределах 7-8 тонн.
Учитывая факт продажи части квоты CFA, получается, что Азербайджан полностью использовал квоту. Более того, часть своей квоты на этот год стране любезно передали Россия (2,3 тонны) и Казахстан (1,41 тонны). А это “живая валюта” для Азербайджана от продажи икры.
Так что в любом случае введение моратория в период, когда коммерческий сектор начинает приспосабливать свои производственные мощности под любые квоты, может серьезно затормозить развитие молодого гиганта Casрian Fish-Azerbaycan.
… Правда, мораторий на вылов осетровых – палка о двух концах. Ведь если теперь на государственном уровне улов производиться не будет, то это только на руку браконьерам.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год