Азербайджан и “холодная война” с “нефтяным подтекстом”

Мир постепенно сползает к новой “холодной войне”. США, несмотря на возражения России, начинают развертывание ПРО, Москва грозит выйти из договора СНВ-2, растет соперничество в “конфликтных регионах”…А ведущие издания США уже публикуют аналитические статьи, где события анализируются с позиций “холодной войны”.

Показателен комментарий журнала The Wall Street Journal под весьма красноречивым заголовком “Опасные заигрывания Европы с российским медведем”. Автор статьи Анджело Кодевилла скрупулезно перечисляет и теплые двусторонние встречи нынешних европейских лидеров с Владимиром Путиным, и коммерческие контракты европейских нефтяных компаний с российскими партнерами, и те шаги России, которые явно не соответствуют нынешнему благодушному отношению европейских лидеров к Путину:

“…Россия, в нарушение договоренностей, заключенных с администрацией Клинтона, поставляет Ирану современные системы вооружений, которые серьезно угрожают флоту США, присутствующему в Персидском заливе. Американец, страдающий от костного рака, был заключен в тюрьму на восемь месяцев и приговорен к 20 годам заключения на основании сомнительных обвинений в шпионаже. И хотя г-н Путин принял решение о его помиловании, процесс напомнил советские времена. Ничто из вышеперечисленного, однако, не изменило основные направления европейской политики по отношению к России.”

Кодевилла уделяет самое пристальное внимание нефти вообще и Каспию в частности: “Сейчас, Россия покупает нефтяные концессии в Ираке и Иране, консолидируя свою собственность в каспийском регионе и поддерживает успешное запугивание Ираком и Ираном Совета сотрудничества государств в Персидском заливе – для того, чтобы цены на нефть были высокими.”

Очевидно, если “новое мышление” Горбачева и “стратегическое партнерство” вкупе с “дипломатией без галстука” Ельцина постепенно уступают место “второй холодной войне” Путина, то опасаться у Европы оснований куда больше, чем у США. И, как показала поддержка европейскими странами расширения НАТО на Восток, против чего категорически возражала и возражает Россия, переоценивать дружбу европейских лидеров с Москвой и их разногласия в Вашингтоном явно не стоит.

Вслед за тем, как The Wall Street journal высказал свою обеспокоенность не только заигрыванием Европы с Россией, но и усилением позиции Москвы в “нефтеносных регионах”, в том числе и в Прикаспии, к этой теме обратилась газета The Washington Times. В статье под заголовком “Амбициозные устремления России в отношении Каспия” газета указывает: “Почти незаметно для политиков в Вашингтоне Москва в очередной раз делает заявку на мировое господство. Под стратегическим руководством президента Владимира Путина Россия пытается добиться права решающего голоса в контроле над крупными источниками энергии в Каспийском море и в Персидском заливе.”

Складывающуюся вокруг Азербайджана обстановку The Washington Times характеризует так: “В течение прошлого года Россия усилила нападки на Азербайджан, обвиняя его в активной поддержке исламского восстания, которым охвачена сепаратистски настроенная Чечня. Под этим предлогом Москва угрожает ввести визовый режим, ограничив доступ в Россию большому числу азербайджанцев, которые там работают.

Поскольку обе страны понимают, что такой шаг практически приведет к развалу неокрепшей экономики Азербайджана, не удивительно, что президент Гейдар Алиев благоразумно предпочел покориться. В последние несколько месяцев Азербайджан смягчил свое неприятие Содружества независимых государств (СНГ), в котором доминирует Москва, и в начале 2001 года подписал декларацию, официально признающую ведущую роль России в ряде крупных международных вопросов, включая ее заявки на богатства Каспия…”

При этом газета уверена: “Логика, которой руководствуется Москва, вполне понятна. Если ресурсы Каспия будут эксплуатироваться в масштабах, примерно соответствующих прогнозируемому потенциалу, дополнительные объемы добываемой на Каспии нефти могут вывести нефтедобычу России и ее союзников по СНГ на уровень стран Персидского залива, в результате чего она станет энергетической сверхдержавой. Даже Советский Союз в период своего расцвета не сумел приблизиться к этому.”

Как полагает The Washington Times, “энергетическая политика Москвы не ограничивается только Каспием. Россия также все настойчивей пытается прорваться к Персидскому заливу и консолидировать свои энергетические завоевания в этом регионе.”

Указав, что сегодня российские компании контролируют значительную часть и иранской, и иракской нефти, да еще к тому же активно вовлекают в свою орбиту радикальные арабские режимы, газета заключает: “Россия активно стремится завоевать мировые рынки энергоносителей. Пока что ее главный капитал – бездеятельность Америки. Если России не противодействовать, она станет ведущей державой не только на Каспии, но также и в зоне Персидского залива. Вашингтону давно пора обратить на это внимание.”

Появление с разрывом в несколько дней сначала в The Wall Street journal, затем скандальной, но достаточно информированной The Washington Times статей, где события мировой политики анализируются на основе логики “холодной войны”, а в центре внимания – российская политика на Каспии – это уже серьезно.

Южный Кавказ представляет собой в геополитике уникальное явление. Благодаря уникальному расположению, Южный Кавказ представляет собой именно ту “господствующую высоту”, контроль над которой позволял России чувствовать себя весьма уверенно и на Ближнем Востоке, и в районе Персидского залива. В 70-е годы республики Закавказья представляли собой самый милитаризованный регион мира: тут была сосредоточена мощь трех военных округов, позже объединенных в один, и еще трех пограничных, также впоследствии слившихся в один. Плюс ко всему в Закавказье дислоцировались части “прямого”, или “московского”, подчинения, выведенных из сферы командования соответствующих округов и подчинявшихся напрямую Москве.

И если мир сегодня сползает к очередной “холодной войне”, то вполне логично ожидать, что Москва приложит все усилия, чтобы восстановить прежний контроль над Южным Кавказом. А Запад в свою очередь опять-таки всеми силами постарается этого не допустить – судя по публикациям в прессе, США обращают на Прикаспий самое пристальное внимание и отдавать этот регион “на откуп” Москве не намерены.

А это значит, что в центре событий окажется именно Азербайджан. Во-первых, страна была и остается единственной дорогой в Центральную Азию и Казахстан, не контролируемые Россией. Во-вторых, обладает значительными запасами нефти. В-третьих, является экономическим “ключом” от всего каспийско-черноморского региона. А в-четвертых, занимает чрезвычайно важное геостратегическое положение, контролируя единственную межгорную “брешь”, пригодную для размещения РЛС (Габаля).

Проведение в таких условиях “сбалансированной политики”, благодаря которой сегодня в Азербайджане заметно и российское, и западное влияние, может оказаться чрезвычайно опасной. Потому как в результате подобной политики обе стороны будут стремиться переломить ситуацию в свою пользу. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. И куда более актуальным сегодня для нас является выбор стороны, где следует учесть все: и историческую ставку России на Армению, и членство в НАТО самого близкого союзника Азербайджана – Турции, и многое другое.

Нурани
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год