Отразится ли финансовый кризис в Турции на Азербайджане?

Р.ИБРАГИМЛЫ

Одной из главной тем финансовой жизни как развивающихся, так и развитых стран сегодня стал банковский кризис в Турции. Это событие эхом отразилось не только в экономической жизни стран СНГ, но и нашло свое информационное отражение.

Один из комментариев – официальные заявления портфельного менеджера инвестиционной компании “АТОН” Антона Ляшедько в интервью российским информагентствам, суть которых сводится к тому, что турецкий кризис не перерастет рамки локального и не превратится в общий “кризис доверия” к развивающимся рынкам по аналогии с событиями 1997-1998 годов.

По мнению Ляшедько, основанием для подобного, сравнительно оптимистичного прогноза, является то, что у инвесторов уже выработался определенный иммунитет к подобным кризисным явлением. Вместе с тем в краткосрочной перспективе развивающимся рынкам придется нелегко из-за ухудшения финансовой ситуации в Турции.

Наиболее впечатлительные инвесторы захотят, по-видимому, “перетряхнуть” свои портфели ценных бумаг, избавившись от высокорискованных активов. Однако этот процесс вряд ли примет глобальный характер. Свое мнение высказали и азербайджанские аналитики.

По словам главы Азербайджанского банковского учебного центра Джаваншира Абдуллаева, вряд ли можно говорить, что турецкий кризис, параметры которого довольно впечатляюще (ставки однодневного кредитования по схеме РЕПО в среду достигли рекордно высокого уровня и составили в среднем 4244% годовых, тогда как ставки overnight на денежном рынке достигли в среднем 2912% годовых. Ранее эти ставки находились на уровне 40% годовых) обойдет такого близкого торгово-экономического партнера, как Азербайджан.

По мнению Абдуллаева, как минимум уже в ближайшее время можно будет реально приступить к подсчету убытков как компаний, тесно сотрудничавших с турецкими коллегами, так и коммерческих банков, фактически финансирующих эти и иные операции.

В действительности, уже по оценкам прошлогодних связей наших стран (только импорт в 2000 году составил более 128 млн. долларов при отрицательном сальдо в размере 23,5 млн. долларов) можно представить себе последствия турецкого кризиса как для банковской системы, так и для экономики Азербайджана в целом.

Кроме того, по оценкам специалистов, удельный вес средств азербайджанских коммерческих банков на корсчетах в турецких банках составляет около 20% от их всех мировых корреспондентских отношений. Около 75% всех партнеров отечественных банков – турки. Учитывая это, в настоящее время большинство отечественных финансистов склоняются к оборонительной тактике.

По словам одного из азербайджанских банкиров, в течение всей этой недели его коммерческий банк пытался заморозить ряд экспортно-импортных операций (причина – возможная девальвация турецкой лиры, которая влияет на финансовое состояние импортеров) и перебрасывал свои долларовые средства со счетов в Турции в американские и европейские банки. Более оптимистичное мнение выразил вице-президент АОЗТ Бакинской фондовой биржи Салим Криман.

“Недавно мы созванивались как с представителями Стамбульской фондовой биржи, так и компании Global Securities (каждый из них является одними из учредителей БФБ), которые уверили нас, что нынешний кризис носит краткосрочный характер, и подтвердили свои намерения сотрудничать с нашей торговой площадкой”, – сказал он.

Более того, со ссылкой на турецких коллег С.Криман сообщил, что в данное время эта ситуация связана с временной потерей ликвидности турецких банков, которая может наблюдаться во всех мало-мальских развивающихся странах. Однако некоторые азербайджанские аналитики оценивают обвал турецких банков иначе.

По их мнению, детанатор нынешнего финансового взрыва был заложен еще в прошлом году, когда обнаружились махинации в ряде ведущих банков, тем или иным образом связанных с тогдашним руководством страны. И нынешний кризис был спровоцирован административными мерами правительства, которые можно было спрогнозировать уже тогда и принять превентивные меры.

В настоящее время речь не о том, насколько правильное решение приняло руководство соседней страны. Вопрос в другом: а что будет, если что-то аналогичное произойдет в Азербайджане, то есть вдруг НАШЕ правительство решит хоть чуточку “улучшить” ситуацию с коррупцией? Наверное, все будет во много раз сложней.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год