По сообщению агентства CNA, первый вице-премьер Азербайджана Аббас Аббасов получил от своего туркменского коллеги послание, в котором довольно остро ставится вопрос о возврате долга Баку перед Ашгабатом.
По сведениям источника агентства, туркменская сторона напоминает Аббасову о том, что Туркменистан, “принимая во внимание сложную ситуацию, сложившуюся на тот момент в Азербайджане”, осуществил реструктуризацию долга Азербайджана Туркменистану за 1993-1994 годы, что документально подтверждается подписанным в Ашгабате 22 февраля 1995 года межправительственным соглашением.
В соответствии с этим на момент подписания документа сумма долга Азербайджана Туркменистану за поставки природного газа в 1993-1994 годах и по межбанковским расчетам между Центральным и Национальным банками двух государств составляла более 81 млн.долларов. В настоящее время, говорится в послании, неоплаченная часть долга составляет $59692 млн.
Несмотря на неоднократные обращения туркменской стороны по вопросу погашения реструктурированного долга, конкретных шагов со стороны Баку в данном направлении сделано не было.
Учитывая это, а также то, что срок погашения данного госдолга истек в 1998 году, и сумма долга не нуждается в дополнительной выверке, Ашгабат “полагает целесообразным для азербайджанской стороны в скорейшем времени предпринять конкретные шаги для выполнения обязательств по погашению долга перед Туркменистаном в сумме $59692 млн.”.
“В случае дальнейшего затягивания азербайджанской стороной вопроса урегулирования финансовых обязательств, – подчеркивается в послании, – Туркменистан будет вынужден предпринять более конкретные меры, вплоть до начала арбитражного разбирательства или продажи долга третьей стороне”.
Один из правительственных источников в Баку обратил внимание на то, что “данный демарш Ашгабатом предпринят на фоне сложных процессов, происходящих в вопросах разграничения на Каспии, и решения проблемы спорных месторождений, разрабатываемых Азербайджаном, и на которые претендует Туркменистан. …Мы прекрасно видим, что Туркменбаши не так строг по отношению к другим своим должникам, например, к Украине, с которой он сейчас активно торгует газом. А в нашем случае проявляет принципиальность, настаивая на возврате, в общем-то, небольшого для Ашгабата долга.
Ясно, что в данном случае мы имеем дело с новым сигналом туркменского лидера нашему руководителю, с тем чтобы подвигнуть его к компромиссам. На наш взгляд, сегодня ситуация такова, что только два президента могут вывести двусторонний процесс из тупика.
На уровне правительств и экспертов проблему уже не решить. И в этом смысле можно ожидать прорыва от ближайшей личной встречи Г.Алиева и С.Ниязова, которая должна состояться в рамках предстоящего 1-3 августа в Сочи неформального саммита глав государств СНГ”. Самым интересным в регулярно поднимаемой Туркменистаном проблеме является то, что у сторон имеются абсолютно разные взгляды на реальную сумму в твердой валюте, которую сегодня Азербайджан должен Туркменистану.
Сам Аббас Аббасов в интервью ANS заявил, что он уже ответил на письмо туркменского коллеги. Однако, по его словам, долг Баку составляет не 59,692 миллиона, как утверждают туркмены, а всего $18,7 миллиона. Ведь Азербайджан уже выплатил 62,3 млн. за счет этого долга. Эта цифра была выявлена при сверке, проведенной 13 августа 1999 года.
Первый вице-премьер сказал, что Азербайджан несколько раз заявлял о готовности обсудить этот вопрос с участием обеих сторон, но Ашгабат не соглашался. Согласно информации, полученной “Эхо” из компетентных источников в правительстве, проблема неоправданно высоких затрат Азербайджана на покупку природного газа в соседней стране, которые происходили в начале 90-х, связана в первую очередь с некомпетентностью наших ответственных чинов в тогдашнем правительстве.
Известно, например, что в течение 1993 – начала 1995 гг. Туркменистан поставлял газ Азербайджану по общемировым расценкам – $50 за 1000 куб.м. Объясняется это также и страхом тогдашних новых властей перед возможностью социального взрыва – на обеспечение народа светом и газом денег тогда решили не жалеть. Однако погасить долг было не из чего, и он рос.
К 1995 году он достиг цифры более 81 млн. долларов, и тогда Гейдар Алиев распорядился прекратить поставки туркменского газа и перейти на использование мазута. Сейчас, правда, ситуация изменилась. Азербайджан вновь получает природный газ, но уже из России, в обмен на сырую нефть. А в 1995 году по заключенному межправительственному соглашению, на которое так любят ссылаться туркмены, Азербайджан обязался вернуть свой долг либо твердой валютой, либо ТОВАРАМИ, и об этом соседям также забывать не следует.
С 1995 года наша страна начала выплачивать свой долг пресной водой (одним из самых дефицитных продуктов региона), нефтяным оборудованием, товарами легкой промышленности и даже лампами дневного света. Согласно этому документу, мы должны были полностью свести счеты с Ашгабатом в 1998 году, и вплоть до этого времени выплаты, надо заметить, продолжались.
Но затем были внезапно приостановлены. Произошло это по следующей причине – до назначенного срока нашей стране полностью вернуть свой долг не удалось, и когда встала эта проблема, выяснилось, что Туркменистан представляет себе остаток нашего долга в размере $59692 млн., которые желает отныне получать не иначе как в долларах США.
Естественно, что подобный радикализм туркменов в изменении отношения к положениям договора нашу страну не обрадовал. Ведь выплачивая свой реструктурированный долг Туркменистану, Азербайджан, в отличие, кстати, от соседа, исходил вовсе не из общемировых средних цен на поставляемые товары. Наша страна готова была и дальше, пусть уже с просрочкой, возвращать свой долг товарами, исходя из их, не совсем-то и честных, расчетов, заявляет источник.
Однако требование вернуть скорейшим образом, и не что-нибудь, а десятки миллионов живых денег, заставило и Баку пересмотреть позицию по данному вопросу. Правительственные эксперты быстро пересчитали цену всех поставленных Туркменистану азербайджанских товаров и выяснили, что если следовать принятым в этой стране принципам взаиморасчетов, наша страна нынче должна соседу вовсе не $59692 млн., а всего 18, которые, к тому же, можно продолжать возвращать товарами.
Именно это расхождение во взглядах на проблему и стало причиной взаимного ступора, в котором соседние государства находятся уже в течение трех лет. По мнению источника, для Туркменистана в нынешней обстановке возвращение долга Азербайджаном не носит столь уж принципиально насущный характер. Причину, подтверждает он, действительно следует искать в другом. Как говорится в девизе известного сериала – “истина где-то рядом”.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год