Бывший президент Азербайджана комментирует ситуацию в стране после публикации трех проектов соглашения по урегулированию карабахского конфликта
“БИЛИК ДУНЬЯАСЫ”
– Ваше отношение к идее “общего государства”, согласно которому “НКР” находится формально в составе Азербайджанской Республики со всеми атрибутами самостоятельного государства?
– Я отвергаю подобный вариант урегулирования карабахского конфликта. Он означал бы фактический раздел территории страны.
– Какой вариант соглашения приемлем, на ваш взгляд, в условиях проигранной войны и отказа от решения проблемы силовым путем?
– Азербайджан по-настоящему еще не воевал, чтобы говорить о поражении. Сдача районов страны в период межвластия вовсе не означает поражение, поскольку войны, как таковой, и не было. Что касается приемлемого варианта, то он должен вытекать из необходимости поддержания сложившегося хрупкого мира.
– Как, по-вашему, будут развиваться события вокруг подписания мирного соглашения?
– Скорее всего следует ожидать акций протеста. В какой форме они будут протекать, не знаю. Все зависит от настроя народа. Благоприятность ситуации для властей заключается в том, что все эти годы народ живет в задавленном состоянии.
– Как далеко, по-вашему, может зайти нынешнее руководство Азербайджана в политике компромиссов?
– Согласиться с предложенным Минской группой вариантом “общего государства”.
– Способна ли нынешняя азербайджанская оппозиция оказать сопротивление соглашению, которое многими воспринимается как капитулянтское?
– Не могу утвердительно сказать ни “да”, ни “нет”. Оппозиция в последние годы митингует с разрешения властей. Вряд ли она получит разрешение в обсуждаемом случае.
– Вообще, имел ли шанс Азербайджан после 1992 года добиться почетного мира с Арменией?
– Путь к почетному миру пролегает через сопротивление и борьбу народа.
– Какие перспективы открываются перед Азербайджаном в случае подписания соглашения на базе упомянутых документов Минской группы?
– Перманентное осложнение политической ситуации.
– А в случае отказа ставить подпись под упомянутым вариантом?
– Продолжение текущей ситуации.
– Какой вариант мирного соглашения предложили бы вы?
– Это не тот вопрос, чтобы отвечать на него, не имея реальной возможности осуществить свое предложение.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год