Нашествие марокканской саранчи на сельхозугодья Кавказа

Нашествие марокканской саранчи на сельхозугодья Северного Кавказа наделало много шума, причем вполне обоснованного. Убытки, которые понесли государственные и частные хозяйства от стай прожорливых насекомых, исчисляются миллионами рублей. Ну а последствия как самого нашествия, так и борьбы с ним придется расхлебывать еще длительный период. Связано это с тем, что распыление пестицидов при помощи техники стало причиной загрязнения самих сельхозугодий.

Учитывая способность безжалостного вредителя перелетать с обглоданных участков на новые территории, а Азербайджан расположен не так далеко от радиуса атакованной местности, тревога населения нашей страны, в особенности местного, была оправданной. К счастью, до наших полей марокканская саранча не добралась. Во всяком случае рапорты отечественных специалистов в области защиты сельхозугодий выглядят более оптимистичнее, чем у их российских коллег.

Как сообщил “Эхо” начальник Республиканской станции защиты растений при Минсельхозе Мудафия Сафаров, своевременно проведенные мероприятия позволили, что называется, на корню уничтожить вредителей. “Ни один гектар площадей страны не пострадал, поскольку химическое опыление не дало возможности вредителю хозяйничать здесь”, – сказал М.Сафаров.

“Ставшая на крыло” (это выражение принято у специалистов) саранча без труда перелетает с места на место с целью поиска более сытных площадей зеленых насаждений. Нашествие крылатых насекомых, численность которых порой превышает миллионы, на языке специалистов также называется “на ленте”.

По словам М.Сафарова, на борьбу с этим самым опасным вредителем сельского хозяйства в этом году было затрачено порядка 300 млн. манатов. Всего из бюджета Министерства сельского хозяйства на борьбу с этим и другими вредными насекомыми было затрачено около 450 млн. манатов. Остальная сумма пойдет на предотвращение распространения на локальных участках американской белой бабочки, мышиного грызуна, колорадского жука, клопа-черепашки.

Однако, несмотря на оптимистические заверения Минсельхоза в том, что опасность перелета на территорию нашего государства марокканской саранчи миновала, напуганные сельчане пока еще до конца не успокоились. Хотя, по словам М.Сафарова, больше переживают на сей счет горожане. Хорошо информированные газетами о беде, пришедшей в соседние страны, бакинцы паникуют по поводу запримеченного где-то у себя на дачном огороде элементарного кузнечика.

Подобный кузнечик и впрямь может оказаться саранчой, но не опасной марокканской, а местной. Начальник Республиканской станции защиты растений уверяет, что встреченная нами на даче, на бульваре, в парках столицы наша родная стадная саранча не является перелетной.

Да и селится только для прикорма, по средним данным, на 1 кв. м не более 1 – 2 особей. “Появляется она в летний период регулярно и особой борьбы при помощи ядохимикатов не требует, поскольку ущерб от нее небольшой”, – говорит М.Сафаров. В то время как стайка марокканской саранчи на той же самой площади составляет от 5 и выше особей.

Что же касается разговоров о возможности перелета саранчи с территории России в степи Азербайджана, то, по словам начальника Республиканской станции защиты растений, эта опасность нас миновала.

В скором времени стаи марокканской саранчи, долетевшие до дагестанского города Кизляр, отправятся обратно в ставропольские края. Привычка марокканской саранчи возвращаться на место своего появления на свет объясняется просто. Именно там вредитель будет откладывать свои “кубышки” – яички куколок, после чего дня через 3 – 4 саранча полностью заканчивает свою вредительскую жизнь.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год