Суд над 16 инвалидами карабахской войны подходит к концу. Вчера в Суде по тяжким преступлениям была зачитана речь обвинителя.
Но перед этим слово взял адвокат Осман Кязимов, который обвинил суд в исполнении заказа и обратился к инвалидам с просьбой сохранять спокойствие. “Докажите, что вы достойнее тех, кто заказал этот суд”, – сказал адвокат.
Насколько эффективно будет его воззвание, станет известно скорее всего сегодня, при оглашении приговора. “С 1994 года, ежегодно наши суды демонстрируют театрализованную расправу над неугодными, называя это судебными процессами. В этом году неугодными стали инвалиды Карабаха”, – заявил Кязимов.
Что они требовали, спросил адвокат у присутствующих. И сам же ответил – повышения нищенского уровня жизни до бедственного.
Ну а пока выступивший гособвинитель Рафик Кязимов попросил осудить инвалидов на различные сроки лишения свободы – от 2 до 6 лет. Так, для восьмерых обвинитель потребовал от 2 до 4 лет условно. Двоим – максимальный срок – по 6 лет. Оруджу Мамедалиеву – 5 лет, Фуаду Балададашеву – 4 года.
Отметим, что это еще не приговор суда, а всего лишь требование прокурора. Но, по словам зампреда Организации карабахских инвалидов (ОКИ) Ф.Мамедова, если решение суда полностью оправдает надежды ОКИ, намеченный на субботу митинг может и не состояться. Другими словами, никто не должен быть посажен, мы согласны даже на условное заключение, говорит он. “Но если хоть один инвалид сядет в тюрьму, мы будем всеми способами требовать его освобождения…”.
В течение всей первой половины дня здание суда было окружено журналистами, родственниками инвалидов и служителями правопорядка. Один из переулков, ведущих к зданию суда со стороны кинотеатра имени Низами, был огражден полицейскими машинами. То, что происходило внутри, оправдывало меры предосторожности, предпринятые полицией. Кстати, полицейская охрана в здании поменялась на более “смелых”. По свидетельству очевидцев, они пытались “спустить с лестницы безногого инвалида”.
После обвинительной речи один из подсудимых – Эльшан Агамамедов потерял сознание, другие стали кричать, обвиняя суд в выполнении заказа.
Заседание продолжится сегодня.
Hапомним, что перед судом предстали 16 человек, которые обвиняются в применении силы в отношении представителей власти, а также организации и участии в нарушении общественного порядка. …В феврале текущего года члены ОКИ объявили голодовку и выдвинули требование о повышении пенсий и пособий. Однако их требования были проигнорированы властями, что послужило поводом для столкновения инвалидов с полицией.
Самым возмутительным моментом вчерашнего дня инвалиды называют то воодушевление, с которым прокурор зачитывал свою обвинительную речь. Помимо этого, говорит Ф.Мамедов, больно было смотреть, как азербайджанских полицейских заставляют давать показания против инвалидов Карабаха. Они все в частных беседах признавались, что их заставляют делать это, угрожая увольнением, добавил он. “Если арестуют инвалидов – это будет арест Карабаха. Этот суд олицетворяет отношение властей к Карабаху”.
Вместе с тем они надеются на то, что судья все же облегчит как-то участь подсудимых, хотя, говорит Ф.Мамедов, руководство Азербайджана творит такое, что надеяться на милосердие и справедливость могут только наивные.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год