НУРАНИ
Внимание правоохранительных органов США к саудийскому миллионеру-изгнаннику Усаме бен Ладену, считающемуся сегодня “террористом номер один”, с полным правом можно назвать беспрецедентным, и информационные сообщения, в той или иной степени касающиеся его деятельности, в западных масс-медиа появляются почти каждый день.
Однако по количеству появившейся в СМИ информации о террористической активности бен Ладена нынешние дни можно считать рекордными. Судя по всему, деятельность бен Ладена перестает быть проблемой США и России – судя по последним сообщениям CNN, его сторонники, по всей видимости, готовили теракты в Европе. На минувшей неделе, сообщает CNN, британская полиция арестовала некоего алжирца по имени Мустафа Лабси, принадлежащего к одной из алжирских вооруженных группировок и, как оказалось, имеющего самое непосредственное отношение к несостоявшемуся “теракту Миллениума”.
Напомним: тогда на границе США и Канады при попытке ввоза взрывчатки был задержан другой алжирец – Ахмед Рессам. Как показало расследование, именно Лабси арендовал на имя Ахмеда Рессама апартаменты в Монреале. Как заявляют неназванные сотрудники американских правоохранительных органов, есть основания полагать, что и террористы, пытавшиеся организовать взрыв во время празднования Миллениума, и арестованные в Иордании боевики, также замышлявшие нечто подобное, принадлежат к сети ячеек “Аль-Гайда”, управляемой тем самым бен Ладеном.
Более того, у арестованных по подозрению в связях с бен Ладеном в Германии “неназванных лиц”, кроме взрывчатки и детонаторов, была изъята видеокассета, запечатлевшая некоторые уголки французского Страсбурга. Как полагают, именно там готовился следующий теракт. То, что сеть бен Ладена значительно шире и разветвленнее, доказывают и материалы судебного процесса над четырьмя подозреваемыми в причастности к взрыву американских посольств в Кении и Танзании.
Согласно показаниям одного из свидетелей, Аль-Хусейна Керчту, 38-летнего марроканца, он вместе с одним из подозреваемых, неким Мохаммедом Садиком Одехом, проходил боевую подготовку в одном из лагерей Аль-Гаэда в Афганистане, откуда был направлен в Сомали – на помощь “исламским повстанцам”. Он также подтвердил факт работы второго подозреваемого по имени Вадих аль Хаг на группу “Аль-Гаэда” в Кении в 1994-1995 годах.
Кроме того, в качестве одного из главных доказательств на суде была представлена запись первого интервью бен Ладена западным СМИ, которое он дал репортеру CNN Питеру Арнетту, где он подтверждает свою знаменитую антиамериканскую “фетву”. Между тем нельзя не обратить внимание на одно обстоятельство. Взрывы в американских посольствах, сделавшие бен Ладена “террористом номер один”, прогремели летом 1998 года. А свою сеть организация “Аль-Гаэда” начала создавать в Кении, как показывают материалы дела, еще в 1994 году. Таким образом, не заметить изменившегося характера современного терроризма уже нельзя.
И дело не только в том, что на смену разрозненным и малочисленным группам “единомышленников”, “революционеров-одиночек” и т.д. приходят разветвленные и многочисленные организации типа “Аль-Гаэда”. Куда важнее другое: теперь вместо серии небольших по мощности взрывов террористы устраивают один, но с катастрофическими последствиями. Так было и в Кении, и в Танзании, и в России.
Однако идущее сейчас в США судебное следствие заставляет вспомнить еще одну “антитеррористическую сенсацию” последнего времени – арест Абдуллы Оджалана в той же Кении. Весьма вероятно, что тут “сработала” старая “связка” ПКК-Южный Кипр. В конце концов у Оджалана был греко-кипрский диппаспорт, скрывался он на территории греческого посольства, а первый президент Кипра архиепископ Макариос в свое время был миссионером в Кении, где создал весьма влиятельную православную церковь.
Вопрос в другом. На Южном Кипре, как известно, находятся и “легальные крыши”, и тренировочные лагеря многих террористических организаций – от АСАЛА и ПКК до группы Абу Нидаля. Но почему в Найроби, где “теплые отношения” с греческим Кипром, еще до Оджалана потянуло бен Ладена? И если тут уже можно говорить о существовании неких связей и контактов, то взрыв терроризма в Европе – это, увы, лишь вопрос времени.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год