В Международном банке Азербайджана (МБА) состоялась пресс-конференция, посвященная презентации кредита консорциума европейских банков в размере 10 млн. долларов выделенного МБА. В числе кредиторов значатся Raiffeisen Zentralbank Osterreeich Aktingesellshaft, Ing Bank N.V., Bank Brussels Lambert S.A., Credit Suisse First Boston, Dresdnerbank A.G., Bayerische Hypo-und Vereinsbank и Bankgesellschaft Berlin AG.
Доля каждого из шести последних банков в кредитовании составляет 1 млн. долларов. Raiffeisen Zentralbank Osterreeich Aktingesellshaft кредитовал 4 млн. Деньги были выделены с условием погашения в течение 6 месяцев, но с возможностью пролонгации этого на дополнительные 6 месяцев.
По мнению председателя правления МБА Джахангира Гаджиева, этот кредит имеет две характерные особенности: впервые в истории национальной банковской системы европейские банки выделили кредит отечественному банку без предварительных правительственных гарантий, и, во-вторых, МБА получил 10 млн. долларов без долгосрочной работы на европейских банковских рынках. Последнее свидетельствует о высокой степени доверия кредиторов к МБА и высокому имиджу банка в мире.
“Кредитную” часть пресс-конференции завершили выступления главы департамента синдикации Raiffeisen Эвелин Робертсон и руководителя бакинского представительства Dresdnerbank A.G. Фалько Хайдрик, подтвердивших высокий кредитный рейтинг и авторитет банка. Однако последующее выступление Дж.Гаджиева несколько запутало ситуацию. Предельно точно и лаконично он ответил на все вопросы журналистов.
По мере того, как прояснялась ситуация с финансовым состоянием МБА, становилось непонятным, почему на повестке дня стоит вопрос скорой его приватизации. Ведь, по сути, приватизация на то и рассчитана, чтобы привлечь инвесторов к ослабевающему предприятию и оживить производство. Так надо ли приватизировать и без того процветающий МБА?
Правительство страны неоднократно заявляло о разгосударствлении МБА. Существует даже указ президента, раскрывающий предприватизационные механизмы. Но вопрос этот неоднократно откладывался. Да и теперь, учитывая, что работы у Фархада Алиева – министра, ответственного за приватизацию, в последнее время прибавилось, то скорее всего приватизация МБА будет отложена еще на неопределенный срок.
И, наверное, государство от этого только выиграет. Поскольку, возвращаясь к услышанному от Дж.Гаджиева, дела у банка обстоят как никогда хорошо. Например, во втором квартале 2001 года комиссионная прибыль МБА составила 20,8 млрд., а прибыль с процентов по кредитам соответственно – 20,6 млрд. манатов. По сравнению с показателями прошлого года результаты впечатляют, и за аналогичный период в 2000 году МБА получил прибыль с процентов в объеме 2-2,2 млн. долларов.
При этом затраты составили 22,2 млрд., прибыль – 19,3 млрд., резервные средства – 19,3 млрд., а балансовая прибыль была равна 6,5 млрд. манатов. Сумма в размере 2,7 млрд. манатов отложена на выдачу акционерам дивидендов. Не нужно обладать особыми познаниями в экономике, чтобы понять, что МБА, дающий на 1 акцию примерно 17% дивидендов, действительно находится на высоте. До сих пор Межбанк привлек депозиты от населения в размере 175 млрд. манатов.
При этом ежемесячный прирост средств составляет 6-10%. Был реализован весь объем депозитных эмиссий в размере 1 млн. долларов, а вторая эмиссия из 10 млн. долларов реализована на 35%. Если к тому же учесть, что из общего объема эмиссий на долю сертификатов на предъявителя приходится 15-16%, то становится понятным, почему европейские банки доверили МБА $10 млн. без предварительных госгарантий.
Чтобы не быть голословным, сравним финансовое состояние Межбанка с Объединенным универсальным банком Азербайджана. Помнится, еще в начале числах апреля президент (ОУБ) Закир Зейналов заявлял, что за последние 6 месяцев банку удалось сэкономить 25,6 млрд. манатов, а чистая прибыль за названный срок составила 5,4 млрд. манатов. Только за первый квартал 2001 года прибыль ОУБ была равна 2,3 млрд.
При сравнении этих данных с цифрами, названными Дж.Гаджиевым, становится очевидным, что обороты МБА значительно выше. Мы не зря вспомнили об ОУБ. Дело в том, что наряду с Межбанком стоит вопрос и о приватизации ОУБ.
Но есть существенная отличительная черта между этими гигантами отечественной банковской сферы: контрольный пакет акций (51%) МБА принадлежит государству, а ОУБ на 100% – госбанк. В отличие от МБА, который в глазах зарубежных инвесторов обладает достаточно высоким кредитным рейтингом “B”, ОУБ только по инерции продолжает повышать свой уровень ликвидности.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год