Военные провокации на Каспии вполне вероятны

Туркменистан продолжает перевооружение своей армии, и похоже, что созданная Сапармуратом Ниязовым государственная комиссия по техническому обеспечению вооруженных сил не теряет времени даром.

Некоторое время назад мы уже сообщали о намерении Ашгабата и Москвы подписать стратегическую программу партнерства в сфере поставок военной техники российского производства. Договоренность об этом была достигнута во время встречи президента Сапармурата Ниязова с первым заместителем генерального директора всероссийского государственного предприятия “Рособоронэкспорт” Сергеем Чемезовым. По сведениям из официальных источников, для взаиморасчетов предполагается использовать поставки в Россию туркменского природного газа.

Процесс перевооружения особенно активизировался после кадровых чисток в министерстве обороны Туркменистана – Ниязов отстранил военного комиссара Балканского вилайята генерал-полковника Аннамурата Солтанова, в 1993-94 гг. служившего замминистра обороны и отвечавшего за поставки военной техники, от должности, лишил его воинского звания, а также всех льгот, предусмотренных законодательством для высшего офицерского состава.

Затем Туркменбаши сменил министра обороны, назначив на эту должность Гурбандурды Бегенджова. Прежний глава военного ведомства Туркменистана Батыр Сарджаев назначен начальником национального управления “Туркмендемиреллары” (Туркменские железные дороги). Новый министр до последнего времени возглавлял управление военной контрразведки, являясь заместителем председателя комитета национальной безопасности.

И вот сейчас стало известно, что генеральный директор АО “Тбилавиастрой” Важа Тордия заявил о том, что возглавляемое им предприятие “готово сократить задолженность Грузии перед Туркменистаном на 200 млн. долларов США”. По сообщению “Прайм-ньюс”, на сегодня в АО “Тбилавиастрой” отремонтировано и отправлено в Туркменистан 18 боевых самолетов, а в течение ближайших 3 – 4 месяцев завершатся работы по ремонту еще 6 самолетов. Затем по заказу Туркменистана предприятие приступит к работе над остальными 22 самолетами. Таким образом, подчеркнул Важа Тордия, будет покрыто 46 млн. долларов общей суммы задолженности Грузии Туркменистану, составляющей, по оценке грузинской стороны, 336 млн. долларов США.

Помимо этого, сообщил гендиректор, правительство Туркменистана намерено оформить заказ тбилисским авиастроителям на производство двух новых двухместных самолетов, сконструированных на АО “Тбилавиастрой”, на сумму около 20 млн. долларов. По информации г-на Тордия, вскоре могут состояться переговоры о модернизации имеющихся на вооружении армии Туркменистана штурмовиков Су-25, которые с успехом были представлены на прошедшем недавно авиасалоне в Ле-Бурже. В случае подписания этого контракта, заявил он, АО “Тбилавиастрой” покроет до 200 млн. долларов долга Грузии перед Туркменистаном.

Массированное вооружение, причем преимущественно морских и воздушных частей Туркменистана, происходит на фоне продолжающегося спора между Баку и Ашгабатом вокруг нефтяных месторождений. И, судя по всему, реакция Азербайджана (а вернее, ее отсутствие) на претензии Туркменистана выводит из себя руководство этой страны. Возможно, именно поэтому на прошлой неделе Туркменистан заявил о намерении создать национальный буровой флот на Каспии и начать безотлагательное освоение углеводородных ресурсов морского шельфа. И есть основания предполагать, что в этих планах учитываются и спорные месторождения.

Между тем, по данным минэнерго США, Туркменбаши сейчас оказался в тяжелой ситуации. Ашгабат должен искать пути выхода из тяжелого кризиса, в котором оказалась страна. В обзоре топливно- энергетического сектора Туркменистана администрация энергетической информации министерства энергетики США дает нелестную оценку инвестиционному климату в этой стране.

“Даже если Туркменистан и достигнет прогнозируемого экономического роста в 6% в 2001 году, ВВП страны составит только 59% от уровня 1990 года, – говорится в обзоре. – Президент Сапармурат Ниязов, бывший коммунист, который правит Туркменистаном после провозглашения независимости и который был объявлен пожизненным президентом в 1999 году, задушил политические и экономические реформы. Страна находится под бременем обслуживания внешнего долга размером в 2,1 млрд. долларов, который в основном носит краткосрочный характер, и тем не менее Туркменистан отвергает помощь МВФ. Намеченные цели приватизации ограничены, и президент Ниязов исключает приватизацию в нефтегазовом секторе как минимум до 2015 года. Приток иностранных инвестиций, около 90% которых идет в нефтегазовую отрасль, в последние годы сократился из-за ограничительных условий, выдвигаемых Туркменистаном”.

Но даже в таких тяжелых условиях Туркменистан продолжает тратить огромные деньги на укрепление своей военной мощи. Если на стене висит ружье, то оно обязательно выстрелит, писал Чехов. В кого же выстрелит “ружье Ашгабата”? Эксперты в Баку полагают, что наиболее возможной мишенью может стать Азербайджан. Конечно же, вероятность начала крупномасштабных военных действий, скорее всего, исключена. А вот серьезные военные провокации в Каспийском море вполне вероятны.

В аппарате президента Азербайджана отказались официально комментировать данное сообщение. Однако пожелавший остаться неназванным высокопоставленный сотрудник Кабинета министров страны не стал скрывать беспокойства по поводу растущей военной мощи прикаспийского соседа. По его мнению, Баку если и не стоит официально реагировать на эти события, то “нам не мешало бы быть начеку”. “Туркменистан явно что-то планирует, к чему-то готовится, и мы должны быть готовы к этому”, – отметил собеседник “Эхо”.

Вместе с тем сотрудник Кабмина склонен считать, что Ашгабат действует не по собственной инициативе, а выполняет “чью-то волю”. На вопрос, связано ли это с проблемами по статусу Каспия, он ответил: “Безусловно. И не только это. Действия Туркменистана связаны даже с карабахской проблемой”.

Чью же волю выполняет С.Ниязов? Учитывая, кто больше всего недоволен предлагаемыми Баку условиями раздела Каспия, можно предположить, что это – Иран. Следовательно, угроза для Азербайджана вполне реальна и нам действительно следует быть готовыми к любым провокациям.

P.S. Кстати, агентство “Тренд” передало, что С.Ниязов выступил с предложением провести 26 – 27 октября в городе Туркменбаши саммит глав прикаспийских государств. Туркменский лидер уже обсудил этот вопрос с российским президентом Путиным, который дал свое согласие на участие в предстоящем форуме. В настоящее время представленные сроки саммита уточняются с Азербайджаном, Ираном и Казахстаном.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год