Партия “Мусават” переживает серьезный период своей истории. В этой организации, которая до сих пор умело скрывала внутренние неурядицы, в последнее время появилось множество проблем, на фоне которых будущее партии безоблачным уже не кажется.
В центре конфликта одна из самых известных фигур в “Мусават” – Ариф Гаджиев, который стал объектом критики другого функционера Рауфа Арифоглу. Он обвиняет Гаджиева в нечистоплотном отношении к организации первичных выборов. Напомним, что в результате этих выборов Рауф Арифоглу, претендовавший на место в первой тройке, а может, и в двойке, вдруг очутился на шестом месте в партийном списке. Арифоглу свое недовольство выразил, но скандала не устроил, видимо из боязни подействовать на результаты парламентских выборов.
Недавно, накануне съезда “Мусават”, скандал разгорелся с новой силой, причем Арифоглу выступил и с новыми обвинениями – в организации группировок внутри партии, использовании партийного положения в избирательных процессах внутри партии и т.д. Все ожидали, что кульминация произойдет на съезде. Но этого не произошло.
Главный редактор “Ени Мусават” не появился на съезде. Вначале создалось впечатление, что Иса Гамбар сам отстранил Рауфа Арифоглу, но результаты партийного форума говорят в пользу главного редактора. Сторонники Арифа Гаджиева не смогли попасть в состав меджлиса партии, по крайней мере, той ее части, которая была избрана.
Правда, в партийной палате представителей есть еще вакантные места, и интересы опальных секретарей могут быть удовлетворены. Но процесс затягивается, настолько, что это вызывает удивление. Напомним, что в партии “Адалят”, съезд которой состоялся после форума “Мусават”, все назначения уже состоялись.
По всей видимости, башкан “Мусават” Иса Гамбар не желает терять козыри, имеющиеся у него. Ведь пока на посты заместителей (на съезде было решено переименовать секретарей в “замов”) никто не утвержден, эти должности продолжают оставаться предметом торга.
Пока стороны конфликта стараются держаться поблизости к башкану, но это не так-то легко, так как в разгар внутрипартийной распри Иса Гамбар затеял визит в Японию. Выборы в диван и оставшиеся места в меджлисе партии намечены, если верить прогнозам мусаватистов, на середину июля. Успеет ли сделать башкан выбор до того, сказать трудно.
Тем более, что стороны выставили весь боевой арсенал. Рауф Арифоглу, дав интервью сразу нескольким газетам Азербайджана, сказал о своих намерениях положить конец группировкам и использованию служебного положения ради реализации политических амбиций.
А Ариф Гаджиев перешел в наступление с демконгрессовского фронта. Именно так можно охарактеризовать заявление Панаха Гусейнова (друга и соратника секретаря “Мусават”) о том, что в промусаватском Демконгрессе следует создать фракции. Стоит только проанализировать состав этого блока, как выяснится, что Иса Гамбар с потерей Арифа Гаджиева лишится двух своих сателлитов – Народной партии, которой руководит Панах Гусейнов, и “Ахрар”, председателем которой является брат Арифа Гаджиева – Вагиф Гаджибейли.
Если принять за чистую монету прогнозы и заявления о воссоединении партии Панаха Гусейнова с “классиками” ПНФА, то удар, который последует в ответ на обделение Арифа Гаджиева в партии, будет достаточно ощутимым.
Однако Исе Гамбару все-таки придется сделать выбор. Лавировать до бесконечности башкану не удастся. Тем более, что пресса не собирается предавать забвению процессы в “Мусават”. В чью пользу будет сделан выбор, предсказать нетрудно. В отечественной прессе уже давно говорится о том, что лидеру “Мусават” надоело сидеть на бомбе с часовым механизмом, таймер которого то и дело оказывается в руках секретаря по оргвопросам.
Сделав выбор в пользу Рауфа Арифоглу, Иса Гамбар может убить двух зайцев одним выстрелом. Избежать конфликта с коллективом и реальным владельцем (так, по крайней мере, утверждает Рауф Арифоглу) газеты “Ени Мусават”, а также избавиться от скандального секретаря, деятельность которого раздражает в партии не одного Арифоглу.
А что касается угрозы раскола Демконгресса, то с помощью такого проводника информационной политики, как Рауф Арифоглу, эту потерю можно будет удачно обыграть как хорошую возможность для внутриоппозиционной интеграции, в частности возобновления отношений с реформаторским крылом.
По крайней мере, так наблюдатели объясняют примирительные речи Рауфа Арифоглу, который сетовал на проблемы между политическими партиями. Другой вопрос, пойдут ли на такую интеграцию реформаторы оппозиции. Ведь восстанавливать уже сожженные мосты нелегко.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год