Громкое убийство, произошедшее в Киеве в ночь с 31 мая на 1 июня, возможно, еще долго будет в центре внимания азербайджанской общественности. Убитый бизнесмен Эльчин Алиев был хорошо известен среди азербайджанцев, проживающих в Киеве. Более того, он был близким другом бывшего посла Азербайджана в Украине, депутата Милли меджлиса Назима Ибрагимова, который сам поехал в Киев, чтобы привезти труп на Родину. Однако дело оказалось громким не только из-за положения покойного в обществе, но из-за фигурирующих в деле об убийстве имен.
О том, что к делу причастны Национальный герой Азербайджана, генерал Ровшан Акперов и комендант Посольства Азербайджана в Украине Гудрат Ахмедов, местные СМИ уже сообщали, а Ровшан Акперов в своем интервью “Эхо” опровергнул все обвинения, заявив, что никакого отношения к убийству вообще не имеет. Однако после этого интервью семья покойного Эльчина Алиева связалась с нами и высказала свои соображения по поводу смерти сына. Мать убитого Самая Алиева рассказала все, что ей известно о случившемся. Напомним, что информация семьи в основном базируется на показаниях Мазаира Шихалиева – предполагаемого свидетеля убийства.
Свидетель в своем интервью местным СМИ сказал, что убийцей был генерал, и в посланной ему фотографии Ровшана Акперова, единственного генерала-азербайджанца в Киеве, признал виновника трагедии.
“Эльчин был уважаемым в Киеве человеком и у него не было врагов. В ночь убийства моего сына пригласили в посольство. Он поехал туда, зашел во двор. Во дворе был Ровшан Акперов. Но он к нему не подошел, так как тот был занят. Потом Эльчин со своим знакомым Мазаиром Шихалиевым отправились в кафе “Сакури”. Туда же позднее заявились и Гудрат Ахмедов с Ровшаном Акперовым. Эльчин очень уважал Ровшана и пригласил его за свой стол. И даже заказал для него песню “Господа офицеры”. После этого между ними завязался спор. Ровшану Акперову не понравилось, почему Эльчин с ним не поздоровался во дворе посольства. Хозяин кафе попросил их выяснять отношения на улице. Все четверо вышли на улицу, там и завязалась драка. Мазаира Шихалиева ударили, и он упал на землю. После этого один из двоих – Ровшан Акперов или Гудрат Ахмедов – пошли к машине, взяли оттуда нож, насколько нам известно, это морской кортик, и убили моего сына. Удар был один, точно в сердце”, – говорит Самая Алиева.
Судя по показаниям, это мог быть и Гудрат Ахмедов, и Ровшан Акперов, однако мать покойного склоняется к мнению о том, что, скорее всего, это был генерал, так как у другого никаких поводов убивать Эльчина Алиева не было. “Они были знакомы давно и отношения были дружескими”. Кроме того, мать покойного сообщила, что, по словам свидетеля, Гудрат хотел помешать Ровшану Акперову, но это ему не удалось. Однако сам Ровшан Акперов, повторим, свою причастность к убийству опровергает. Более того, он говорит, что его в ночь убийства не было в кафе “Сакури”.
Как сообщила нам Самая Алиева после убийства, в дом покойного позвонили из квартиры Гудрата Ахмедова, где часто бывал, и даже, по некоторым данным, проживал Ровшан Акперов. У жены убитого спросили, пришел ли домой Эльчин. На просьбу представиться звонящий повесил трубку. На вопрос, как удалось узнать, что звонили с квартиры Ахмедова, мать покойного сказала, что это определило следствие.
Сам Мазаир Шихалиев был арестован, но через четыре дня после дачи показаний был отпущен на свободу. После этого был арестован комендант посольства Гудрат Ахмедов.
Чтобы уточнить сведения, полученные от семьи покойного, мы позвонили в Посольство Азербайджана в Украине. На вопрос, арестован ли Гудрат Ахмедов, все сотрудники дипмиссии, с которыми мы говорили, отвечали: “Не знаем”. Что касается того, появляется ли он на работе, отвечали неизменно: “Сегодня мы его не видели, но наверняка он был здесь”.
Ровшан Гарабаглы, временный поверенный, в ответ на конкретный вопрос отшутился: “Скоро вы всех нас тут пересадите”. Но затем добавил, что никто не арестован. Более того, временный поверенный обвинил нас, азербайджанских журналистов, в том, что они усложняют их работу и подрывают авторитет посольства, а также Ровшана Акперова.
Генерал Ровшан Акперов и на этот раз в интервью “Эхо” повторил то же самое, что он говорил несколько дней назад, лишь добавив, что видел в тот вечер покойного: “Он подошел ко мне, мы поздоровались, но потом он ушел и я не знаю куда”.
Что касается информации об аресте коменданта, то ее подтвердили в правоохранительных органах Киева. На вопрос “В качестве кого вы задержали Гудрата Ахмедова” следователь шевченковского РОВД Николай Дегтяренко ответил, что “в качестве обвиняемого”. Более обширную информацию дать он отказался, потребовав письменного запроса на получение информации. На следующий день требование было выполнено, и вечером состоялся очередной телефонный разговор:
– Я подумал и решил не давать вам информацию. Тайна следствия.
– И все-таки, вы можете нам сообщить, кто был опрошен, чьи имена фигурируют в деле?
– Все, кого нужно было привлечь. Могу лишь сообщить, что все происходило в кафе и во дворе.
– А кто был в кафе, сколько их было?
– Четыре человека. Все – азербайджанской национальности.
– Ровшан Акперов привлечен к следствию?
– Я такого человека не знаю.
– В свидетельских показаниях задержанного Мазаира Шихалиева говорилось о каком-то генерале.
– Мы Шихалиева не задерживали.
Разговор со следователем все-таки внес ясность в некоторые моменты. Прежде всего подтвердилось, что в кафе действительно было четверо азербайджанцев, и Гудрат Ахмедов самым непосредственным образом связан с произошедшим в ту ночь.
Но тот факт, что предполагаемого генерала не привлекали к следствию, удивляет. Недостача информации лишь подогревает эмоции и способствует появлению разных версий. Тем более, что невиновность Ровшана Акперова, которого обвиняет свидетель, может определить суд или следственный орган.
Кстати говоря, во время ареста Мазаира Шихалиева к делу привлекался адвокат Олег Матчивский, который в интервью “Эхо” сказал, что его особенно не информировали о деталях происшедшего, так как пострадавшая сторона – семья погибшего – представлять их интересы ему не поручала. На просьбу рассказать о том, что ему удалось узнать от Шихалиева, Матчивский ответил отказом:
– Вы задаете такие вопросы, за которые вас завтра “возьмут”. Еще жизнью своей поплатитесь, не дай Бог. И если не вы, то я точно.
– У вас в Украине, что, 37-й год?
– У нас-то нет. А вот из Баку веет 37-м. Пока я ничего сказать не могу.
Вот как об Азербайджане и его представителях думают в Украине. И вряд ли в этом виноваты журналисты. Тот факт, что основной свидетель убийства – Мазаир Шихалиев – скрывается, тоже вызывает подозрения – обычным убийство, случившееся в ночь с 31 мая на 1 июня, не назовешь. В беседе с нашим корреспондентом (Шихалиев звонил из Турции) он отвечать на вопросы подробно не стал, сказав лишь, что все прояснится в ближайшие дни. Путаницу со своим арестом он объяснил тем, что его задерживал уголовный розыск, а не Шевченковское управление полиции, и, возможно, Дегтяренко ничего не знает. На вопрос, был ли все-таки в тот вечер в кафе Ровшан Акперов, Шихалиев ответил, что в посланной ему фотографии узнал убийцу – командира корпуса Ровшана Акперова.
Следствие продолжается и, возможно, в ближайшие дни нам удасться узнать дополнительные подробности произошедшего в Киеве убийства. Семья покойного собирается выехать в Украину, чтобы официально присутствовать на рассмотрении дела. По словам следователя Дегтяренко, после того как пострадавшая сторона будет представлена в деле, им будет выдана исчерпывающая информация. А пока известно лишь одно: комендант Посольства Азербайджана в Киеве Гудрат Ахмедов арестован и обвиняется в убийстве азербайджанского бизнесмена…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год