Бывший болгарский царь победил на парламентских выборах

Бывший царь Болгарии Симеон II победил на парламентских выборах. Таким образом, впервые в восточноевропейской стране бывший монарх смог вернуться к власти. Подсчет бюллетеней, как сообщает Би-би-си, практически завершен, и основанное Симеоном национальное движение получило более 43% голосов. В 240-местном парламенте у него будет 121 место.

Хотя сам Симеон II кандидатом в депутаты не был, по болгарской конституции это не мешает ему занять пост премьер-министра. Однако обозреватели полагают, что бывший царь предпочтет официальную должность не занимать.

По словам Симеона, его движение готово к созданию коалиционного правительства с любой партией, разделяющей принципы его программы. Выступая в избирательном центре с обращением к нации, Симеон II поблагодарил народ Болгарии за столь массовую поддержку. Он сказал, что после этого дня Болгария стала совсем другой страной и что его движение готово разделить политическую ответственность за управление государством.

Очевидные кандидаты, по мнению Би-би-си, на участие в коалиции – это движение за права и свободы, представляющее в основном турецкое меньшинство, и союз демократических сил, который управлял страной последние четыре года.

Однако все еще не ясно, какую роль будет играть сам Симеон II в новом правительстве. Другой вопрос, смогут ли все или несколько членов уходящего правительства поступиться своей гордостью и начать переговоры о создании коалиции.

Между тем премьер-министр Болгарии Иван Костов уже признал, что союз демократических сил потерпел сокрушительное поражение от движения Симеона II. Как заявил болгарский премьер на пресс-конференции, главной причиной было то, что его правительство пыталось одновременно стабилизировать страну после тяжелейшего экономического кризиса 1996 – 97 годов и проводить реформы.

“Мы принимали непопулярные решения и также совершали ошибки, – сказал Иван Костов, – Мы хотели, чтобы избиратели заплатили более высокую цену, чем они были готовы платить”.

Симеон может стать первым экс-монархом в Центральной и Восточной Европе, вернувшим себе политическую власть, после падения коммунистических режимов. Симеон Борисов Сакс-Кобурготский (его полное имя) заявляет, что его приоритетом является не восстановление царизма, а повышение уровня жизни. Однако Симеон II уже ясно дал понять, что предпочел, чтобы страна была монархией, а не республикой.

Бывший царь, которому сейчас 64 года, взошел на престол в возрасте шести лет. Но уже через три года его, как и многих других восточноевропейских монархов, заставили покинуть страну. Если ему удастся вернуться к власти, судьба царя Симеона вполне сможет стать предметом зависти для остальных европейских коронованных особ, проживающих в изгнании.

Многие рассчитывают на скорое возвращение из Швейцарии румынского короля Михая – если не в политику, то уж наверняка на родную землю. А совсем недавно, в этом году, правительство Югославии вернуло гражданство и собственность кронпринцу этой страны Александру – сейчас он живет в Лондоне.

Некоторые аналитики считают, что именно кронпринц Александр может стать своего рода посланником Югославии на Западе – власти этого государства сейчас предпринимают активные попытки реабилитироваться в глазах мирового сообщества.

CNN отмечает в связи с возвращением монарха к власти в стране, что в жилах Симеона Борисова Сакс-Кобурготского течет немецкая кровь. Его предки восседали в свое время на тронах многих европейских стран.

Сам Симеон II родился в 1937 году в Болгарии, получил образование в Великобритании и США. В 1943 году отец Симеона II, Борис III, скончался при невыясненных обстоятельствах. Монаpхия была упpазднена после проведения референдума, по результатам которого страна была провозглашена республикой. Интересно, что сам Симеон II считает, что результаты референдума 1946 года были подтасованы.

Лишившись трона, Симеон II отправляется вместе с матерью в Египет, а затем в Мадрид. Там он занимается предпринимательской деятельностью, находясь в изгнании в общей сложности 55 лет. В 1996 году бывшему царю было разрешено вернуться на Родину, где ему вернули всю собственность.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год